\n

5. Где поселиться в Варанаси и как добраться из него в Дарджилинг и Гангток

Помаленьку продолжаю публиковать свой рассказ о самостоятельном отдыхе в Индии в ноябре 2015 года. В предыдущих главах отчета мы узнали, как составить план путешествия, посмотрели карту поездки, получили советы об особенностях покупки билетов на индийский поезд и об оформлении визы через Интернет. Также мы увидели фотографии, снятые в священном для индуистов, буддистов и джайнистов городе Варанаси, о котором Марк Твен писал, что он древнее, чем сама история. Сегодня расскажу, в какой гостинице остановиться в Бенаресе и как мы из него добрались в штат Сикким, где планировали отправиться в самые высокие горы на Земле – в Гималаи.


Отзыв о гэстхаусе Singh Guest House

Перед поездкой в Варанаси меня волновали такие вопросы:

  1. В какой части города лучше поселиться?
  2. Где стирают постельное белье, на котором нам придется спасть? Не может быть, чтобы в болоте под названием Ганга!
  3. И уж очень хотелось надеяться, что для приготовления пищи индусы тоже не качают воду из священной реки.

На вопрос, где жить Варанаси может быть три ответа: в дорогих гостиницах в районе железнодорожного вокзала — эта часть города называется Кантонмент (Cantontment); в гэстхаусах прямо на берегу Ганги с завораживающим видом на реку; тоже рядом с гхатами, но чуть в глубине.

Первый вариант мне точно не подходил: приехать в Варанаси, чтобы наблюдать за жизнью старинного города, гулять у Ганга, и поселиться у тёти Клары на куличках. Абсурд! Мне очень хотелось остановиться в гэстхаусе с рестораном на крыше, чтобы утром потягивать масала чай и любоваться рассветом над этой священной землей.

Во второй части рассказа я уже упоминал, что спохватился поздно и начал бронировать жилье прямо перед поездкой в Индию. Все места, что я присмотрел для себя, оказались уже занятыми (Palace on Ganges Hotel, Ganpati Guest House). Потратил несколько часов на чтение отзывов об отелях, советов на тему, где же лучше всего поселиться в Варанаси и нашел рекомендации туристов из России по гэстхаусу Singh Guest House. По словам путешественников, этот отель – идеальное место: расположен в 5-ти минутах от Асси гхата (Assi ghat) — самой южной набережной города, поэтому тут не будет той суеты и толкучки, что ближе к Маникарника гхат. Прямо к воротам отеля может подъехать моторикша – в других местах старинные улочки столь узкие, что придется идти пешком, переступая в ночи через коровьи лепешки. Стоимость проживания в этой гостинице вполне демократичная.

Бронь оформил и оплатил через сайт Agoda. А сейчас, вернувшись из отпуска, пишу и свой отзыв о плюсах этого замечательного, уютного отельчика Сингх Гэстхаус.

Во-первых, из предыдущих частей отчета вы уже знаете, как сильно мне помогли его хозяева в моей беде: пограничник поставил ошибочную дату в сроке действия визы, что грозило большими финансовыми потерями и необходимостью прервать отпуск, возвратиться в Дели. Ребята из Singh Guesthouse сами звонили в техподдержку службы оформления виз в Индию через Интернет, разыскали телефон и посоветовались с инспектором миграционной службы Варанаси, оказали мне моральную поддержку и помогли с транспортом.

Во-вторых, расположение гостиницы. Мы приехали вечером, на улице – темно, хоть глаз выколи. Представляете, вас подвозят по центральной улице куда-то и говорят: «Всё, приехали! Идите во-о-о-н в тот грязный переулок, ваш отель там». Такой рассказ можно встретить в каждом втором отзыве туристов.

Собственно, и с нами было то же самое: автомобиль не может проехать прямо к воротам гэстхауса, но идти там – два поворота по 50 метров. Если поедете на моторикше, то проблем нет – прямо к порогу доставит. Что делать – переулочки в древнем Варанаси были построены, в основном, в 17-м веке.

Фотография 1. Переулок по направлению к гэстхаусу Singh Guest House. Камера Nikon D610, объектив Nikkor 24-70/2.8. Настройки, использованные при съемке: выдержка 1/250 секунды, диафрагма f/2.8, ИСО 250, фокусное расстояние 42 мм.

Фотография 1. Переулок по направлению к гэстхаусу Singh Guest House. Камера Nikon D610, объектив Nikkor 24-70/2.8. Настройки, использованные при съемке: выдержка 1/250 секунды, диафрагма f/2.8, ИСО 250, фокусное расстояние 42 мм.

Отель Singh Guest House – настоящий цветущий оазис в пустыне нищеты и грязи Варанаси. На фото вы видели, как смотрится улочка по дороге к нему. А вот, за спиной у девочек – входные ворота гостиницы.

Фото 2. Слева – ворота отеля Сингх Гэстхаус. Отзывы туристов об отдыхе в Индии. 1/500, 2.8, 250, 70.

Фото 2. Слева – ворота отеля Сингх Гэстхаус. Отзывы туристов об отдыхе в Индии. 1/500, 2.8, 250, 70.

Фотография 2. Не на дядьку смотри, на ворота слева и знак Singh Guest House. Туры в Индию самостоятельно. 1/1250, 2.8, 200, 27.

Фотография 2. Не на дядьку смотри, на ворота слева и знак Singh Guest House. Туры в Индию самостоятельно. 1/1250, 2.8, 200, 27.

Если приедете вечером, ошалевшие от усталости (мы сутки добирались в Варанаси из Екатеринбурга), учтите, что открывать нужно левую створку, а не дергать безуспешно за правую половину ворот. Мы уже отчаялись, что нас не услышат и только помощь мальца из соседнего дома помогла двум русским туристам не погибнуть в трех шагах у цели.

Заходим во двор. Здесь – райские кущи, если сравнивать с тем, что творится за забором.

Фото 4. Гэстхаус Singh Guest House. Отзывы туристов. Отчет о поездке в Варанаси самостоятельно. Камера Никон Д610, объектив Самъянг 14/2,8. Параметры съемки: 1/100, 8.0, 400, 14.

Фото 4. Гэстхаус Singh Guest House. Отзывы туристов. Отчет о поездке в Варанаси самостоятельно. Камера Никон Д610, объектив Самъянг 14/2,8. Параметры съемки: 1/100, 8.0, 400, 14.

Фотография 5. Катя и Дани Бабу (Dani Babu) – менеджер отеля Singh Guest House, помогавший нам решать проблему с визой. Его телефон +919 838 542404. Теперь вы знаете, где остановиться в Варанаси. 1/60, 2.8, 4000, 24.

Фотография 5. Катя и Дани Бабу (Dani Babu) – менеджер отеля Singh Guest House, помогавший нам решать проблему с визой. Его телефон +919 838 542404. Теперь вы знаете, где остановиться в Варанаси. 1/60, 2.8, 4000, 24.

Мы забронировали номер за 600 рупий – самый простенький. В нем: туалет, душ, большая кровать и вентилятор. Что еще нужно обычному туристу?

6. Как выглядит номер в Сингх Гэстхаус в Варанаси. Отзывы туристов о поездке в Индию дикарями. Фотоаппарат Nikon D610, сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8. Использованы следующие настройки: выдержка 5.0 секунд, экспокоррекция +0.67 EV, f/9.0, 100, 14.

6. Как выглядит номер в Сингх Гэстхаус в Варанаси. Отзывы туристов о поездке в Индию дикарями. Фотоаппарат Nikon D610, сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8. Использованы следующие настройки: выдержка 5.0 секунд, экспокоррекция +0.67 EV, f/9.0, 100, 14.

В общем, идеальное жилье за свои деньги: относительно чисто, тихо (никто за стеной не бибикает и не газует с утра пораньше), есть WiFi. Хозяева рассказали, что на базе отеля организована школа йоги и у них много гостей из России – приезжают на недельку в Варанаси за успокоением души, а затем – в Гоа за пляжным отдыхом.

Для меня лично, самый главный аргумент, почему в Варанаси следует жить именно в этом гэстхаусе – потому что у них в меню есть картошка!!! Да, и рис нормально готовят, кушать можно.  За пивом, правда, бегали куда-то на улицу и принесли очень крепкое (Fisher, 9%) – сразу предупреждайте, что хотели бы легкое.

На стойке администратора висит табличка, извещающая о том, что белье в данном отеле стирают машинкой, не используя воду из реки Ганг. Видимо, выбирая жилье, не один я задавался вопросом санитарии в Варанаси.

Фото 7. Если вы решили поселиться в Варанаси в дешевом отеле, убедитесь, что белье в нем не стирают в Ганге и не сушат на каменных ступенях старинных гхатов. 1/500, 10.0, 200, 70.

Фото 7. Если вы решили поселиться в Варанаси в дешевом отеле, убедитесь, что белье в нем не стирают в Ганге и не сушат на каменных ступенях старинных гхатов. 1/500, 10.0, 200, 70.

К слову, качество водопроводной воды не только в Каши, но и во всех местах, что мы посетили за время самостоятельного путешествия по Индии, всегда было заметно лучше, чем в Екатеринбурге и многих городах России: ни цвета, ни запаха, ни чрезмерной жесткости. Лодочник, что возил нас на утреннюю экскурсию по Ганге, говорил, что для питья берут воду из скважин.

Чтобы от гэстхауса Singh Guest House спуститься к реке, нужно пройти пять минут по живописному переулочку, на стенах которого красуются религиозные граффити.

Фотография 8. Переулок по направлению к Assi Ghat в Варанаси. Отчет о самостоятельном отдыхе в Индии. 1/20, -1.0 EV, 8.0, 400, 14.

Фотография 8. Переулок по направлению к Assi Ghat в Варанаси. Отчет о самостоятельном отдыхе в Индии. 1/20, -1.0 EV, 8.0, 400, 14.

Видите, можно народные эпосы изучать, гуляя по улочкам древнего города?

Фото 9. Кто бы подсказал, что за божество изображено на этой картине? Варанаси. Индия. Отзывы туристов. 1/40, 8.0, 400, 14.

Фото 9. Кто бы подсказал, что за божество изображено на этой картине? Варанаси. Индия. Отзывы туристов. 1/40, 8.0, 400, 14.

10. Ах, как тянет же меня снова в Индию! Знали бы вы! 1/40, -1.0 EV, 8.0, 400, 14.

10. Ах, как тянет же меня снова в Индию! Знали бы вы! 1/40, -1.0 EV, 8.0, 400, 14.

11. Переулок по пути к отелю Сингх Гэстхаус. 1/250, 8.0, 2000, 14.

11. Переулок по пути к отелю Сингх Гэстхаус. 1/250, 8.0, 2000, 14.

Что еще можно посмотреть в Варанаси

Мы провели в этом потрясающем городе два полных дня и две ночи. Если бы план поездки позволил, можно было бы остаться еще на одни сутки. Тогда мы бы обязательно сходили на Dasashvamedh Ghat, чтобы посмотреть церемонию огненной пуджи Ganga Maha Aarti с берега.

А в светлое время суток можно было бы отправиться на экскурсию к следующим достопримечательностям:

  • Храм Каши Вишванатх (Kashi Vishwanath, Gold Temple, Золотой храм), являющийся одной из самых важных святынь для последователей индуизма. За тысячелетнюю историю его много раз разрушали и отстраивали заново. То здание, что можно увидеть в наши дни, построено в 1785 году. На золотые купола потрачено 800 килограммов золота.
  • Мечеть Аурангзеба (Alamgir Mosque, Beni Madhav ka Darera или Aurangzeb’s Mosque) – впечатляющее средневековое здание, возвышающееся над Гангом. Мы его видели на фото №19 во второй части отзыва. Можно подняться на смотровую площадку и насладиться видом старинного Варанаси.
  • Форт Рамнагар (Ramnagar Fort) располагается недалеко от Асси гхата. В течение 400 лет в нем жили правители Бенареса. Построен он в XVII веке.

Как добраться до Варанаси

Думаю, лучше всего купить билет на самолет. Город имеет хорошее сообщение с крупными городами Индии. Аэропорт Lal Bahadur Shastri International Airport расположен в 25-ти километрах от центра – полчаса поездки. Как я указывал ранее, лучше заказать трансфер в гостинице или оплатить проезд на машине в кассе «Pre-paid taxi», чтобы подстраховаться от разводов со стороны водителя. Прилететь в Варанаси можно из Дели и Мумбаи, а также из Бангалора, Хайдарабада и Кхаджурахо.

На поезде мне не очень понравилось путешествовать по Индии, поскольку опоздание в 9 часов – не самое приятное событие в отпуске. Вокзал называется Varanasi Junction (или Varanasi Cantonment). Говорят, что здесь часто воруют багаж, поэтому тщательно следите за вещами. Прямые поезда в Варанаси есть из Дели, Калькутты, Ченная, Мумбаи, Джайпура и Джодхпура.

Автовокзал находится рядом с железнодорожной станцией, но рейсов не так уж много и, в основном, на автобусе можно доехать из Варанаси к районным городкам.

Как из Варанаси доехать до Дарджилинга

В первой части отзыва можно посмотреть карту и план нашего путешествия. Согласно ему, следующей достопримечательностью на маршруте должна стать долина Yumthang Valley (Юмтханг) в Гималаях. Чтобы добраться туда, нужно приехать в город Гангток (Gangtok), являющийся столицей штата Сикким (Sikkim). Но Сикким – это индийский «крымнаш»: до 1975 года был независимым королевством, пока не пришли «вежливые люди» ака зеленые человечки и не объяснили местным «в какой стране тибетцам жить хорошо».

Жило-было маленькое королевство в Гималаях... Пока в Сикким не пришли "вежливые люди" и не предложили "воссоединиться"...

Жило-было маленькое королевство в Гималаях… Пока в Сикким не пришли «вежливые люди» и не предложили «воссоединиться»…

Поэтому иностранцев сюда пускают только по специальному разрешению, да и то, оно дает возможность посетить Гангток и некоторые близлежащие окрестности. Чтобы попасть в отдаленные районы, как долина Yumthang Valley или озеро Tsomgo, нужно получать еще один разрешительный документ (но это уже – задача туристического агентства, так как самостоятельно, без гида, туда попасть нельзя).

Пермит (он же Inner Line Permit) иностранцы могут получить в Нью-Дели (12-14 Panchsheel Marg, Chankyapuri), в Калькутте (Sikkim House, 4/1 Middleton St; время работы с понедельника по пятницу с 10:30 до 16:00, и в субботу с 10:30 до 14:00), в Силигури (Office of Sikkim Nationalized Transport, SNT Terminal, Hill Cart Rd, с понедельника по субботу с 10:00 до 16:00) и в соседнем с этим городом аэропорту Bagdogra Airport (Sikkim Tourism Counter), а также на пограничном посту Rangpo checkpost.

По поводу пермита в Рангпо информация в интернете была противоречивая. Я сделал вывод, что тут можно оформить разрешение на въезд в Сикким на 2 дня, если по каким-то причинам ты приехал в штат без документа, а потом нужно срочно зарегистрироваться в полиции. 

Во всех отчетах, что я читал перед поездкой в Индию, утверждалось, что легче всего получить пермит для въезда в Сикким в бюро города Дарджилинг. Вот, какова процедура:

Офис регистрации иностранцев (Foreigners’ Regional Registration Office (FRRO) находится в верхней части города напротив башни с часами по адресу: Laden La Rd. Здесь нужно взять бланк заявления на пермит, заполнить его и отвезти в Office of the District Magistrate, который находится по адресу: Hill Cart Rd, вниз от автобусной станции Chowk Bazaar.  Магистрат открыт с 11:00 до 16:00, с перерывом на обед между 13:00 и 14:00, ежедневно с понедельника по пятницу. 

Хотя, в другом отчете читал, что нужно сразу брать такси и ехать в магистрат (DM office): проезд машин в офис District Magistrate запрещен, поэтому такси остановится выше по улице, вы спускаетесь вниз и сворачиваете налево. Первое здание (новое, свежеокрашенное в красно-коричневый цвет) с толпой рабочих вам не нужно. Поворачиваете за угол налево и видите старый дом желтого цвета (как бы колониальный стиль архитектуры у него). Нужно подняться на 2-й этаж и по указателю Sikkim permit найти требуемую комнату. С собой у вас должны быть ксерокопии паспорта с индийской визой и 2 фотографии 35*45 мм.

Пока, белый человек! Приезжай в Варанаси еще.

Пока, белый человек! Приезжай в Варанаси еще.

В общем, мы запланировали провести в Дарджилинге один день: встанем в 4:30 утра и съездим на смотровую площадку Tiger Hill (с нее наблюдают за потрясающим рассветом над 3-й по высоте на Земле горой Канченджанга. До обеда оформим пермит и к вечеру будем в Гангтоке.

Так как на самолете из Варанаси в Дарджилинг не долететь (только, если вернуться в Дели и затем отправиться в Bagdogra Airport (94 километра от цели назначения и 3 часа езды на такси), мы выбрали сухопутное путешествие. Нужно добраться до города Силигури (Siliguri). Это — довольно большой город (700 тысяч жителей), стоящий на пути у тех туристов, кто путешествует в Бангладеш, Бутан и Непал, и, конечно, в штат Сикким.

С автостанции очень часто отправляются джипы-маршрутки (shared jeep). Время в пути – 3,5 часа, дорога асфальтированная, не очень высокогорная, хотя серпантинов много.

В первой части отзыва о поездке я давал совет: если нет билетов на поезд до определенной станции, проверьте соседние. Так, в 18-ти километрах от Варанаси расположен один из крупнейших железнодорожных хабов Индии – Mughal Sarai Junction, вариантов уехать с которого намного больше. А в 8-ми километрах от станции Siliguri имеется также большой вокзал NJP (New Jalpaiguri Junction), до которого, в отличие от Силигури, билеты были в продаже. Мы купили железнодорожный билет Мугхал Сарай – Эн-Джи-Пи за 3000 рупий на двоих в поезд №15484 Mahananda Express, который должен был домчать нас с ветерком за 16 часов (702 километра): с 21:15 до 13:30.

Поужинали в нашем гэстхаусе в Варанаси и на моторикше за 650 рупий доехали в Mughalsarai. Проблема здесь – на огромнейшем вокзале с десятками платформ в наличии — только одно информационное табло, и висит оно в центральном зале ожидания.

Фото 12. Табло с расписанием поездов на вокзале Mughal Sarai в Индии. 1/125, 8.0, 6400, 24.

Фото 12. Табло с расписанием поездов на вокзале Mughal Sarai в Индии. 1/125, 8.0, 6400, 24.

Поезд должен был прибыть на 12-ю платформу, объявления из громкоговорителя эхом отражались от бетонного перрона, поэтому ничего невозможно было разобрать, кроме того, что он задерживается. Приходилось оставлять жену одну, в ночи, на индийском вокзале, и бежать метров 200 до центрального зала ожидания по эстакаде над путями, чтобы узнать актуальную информацию о нашем сверхбыстром экспрессе.

Фотография 13. Видим, что поезда задерживаются на 2-6.5 часов. Хорошо, что не было билетов на поезд из Варанаси в Дарджилинг, когда я бронировал: тот поезд задержался на 11 часов.

Фотография 13. Видим, что поезда задерживаются на 2-6.5 часов. Хорошо, что не было билетов на поезд из Варанаси в Дарджилинг, когда я бронировал: тот поезд задержался на 11 часов.

Хочу дать еще один совет тем, кто собрался по Индии путешествовать на поездах. У нас один из билетов был не подтвержден – в листе ожидания (WL, Wait List). Во всех отчетах туристы пишут, что если вам повезло и статус поменялся на «Подтвержден» (Confirmed), то узнать, какой номер места можно на листке бумаги формата А4, что вешают около двери у входа в вагон поезда. Я проверял: в тот день ни один вагон, прибывавший на станцию Mughal Sarai, не имел такого списка или данные были указаны двухдневной давности. С вокзала выходил дядя в погонах с длиннющей «портянкой», его толпой обступали сыны Шивы и вместе искали свою фамилию.

Вообще, номер места был указан в письме с подтверждением, что пришло на e-mail утром, но я не подумал сохранить на компьютер, а Интернета в телефоне не было, поскольку к тому времени я еще не догадался купить индийскую SIM-карту.

Короче говоря, зашел в офис Ticket Office Collector и там, с третьего раза поборов толпу таких же горемык, ждущих информацию, узнал номер места для Кати: вагон тот же, но спать придется в другой его части.

Фотография 14. Железнодорожная станция Mughal Sarai в Индии. Катя стоит у двери с вывеской Ticket Office Collector, где можно узнать данные по актуальному статусу вашего билета.

Фотография 14. Железнодорожная станция Mughal Sarai в Индии. Катя стоит у двери с вывеской Ticket Office Collector, где можно узнать данные по актуальному статусу вашего билета.

***

Поезд опоздал в Мугхал Сарай на 6 часов, а в New Jalpaiguri мы добрались, вообще, с опозданием на 9 часов. Кстати, поговорив с пассажирами, выяснили, что он остановится и в Силигури, до которого мы проехали одну остановку «зайцами».

Что сказать про индийский поезд? Обычный плацкарт. Ходят продавцы всякой всячины, попрошайки и трансвеститы. Нужно следить за своими вещами. Мне очень понравилось стоять на подножке тамбура (дверь не закрывается) и любоваться проплывающими мимо сельскими пейзажами, джунглями и горами. Как бы хотелось выйти на полустаночке и прогуляться по этим рисовым полям, порыбачить с мужиками в их «болотце»!..

Ночью жене пришлось лечь спать в проходе на верхней полке, согласно билета. Но с утра вагон был полупустой, и она перебралась ко мне. С нами – одна попутчица: тётя лет 50-ти, работающая учительницей и тоже добирающаяся до Силигури. Купила в турагентстве путевку в Сикким.

Разговорились с ней. Помогла на своем смартфоне найти недорогие отели в Силигури (мы не планировали здесь ночевать, если бы не опоздание поезда) возле железнодорожного вокзала: Hotel Golden Moments, Phoenix Lodge, Vinayak Inn.

В Siliguri прибыли в 10-м часу вечера. В поезде уже начали отмечать праздник Дивали (такой же популярный, как у нас Новый год): многие немного подвыпили, пели песни, высовывались в окно и всем встречным орали: «Happy Diwali! Happy Diwali!» На улицах – то же самое: буйное веселье, фейерверки и со всех сторон, – «Счастливого Дивали!»

В поезде покупали поесть только один раз, так как в наличии – только рис карри. Ввиду того, что опоздали на 9 часов, есть хотелось жутко, как двум индийским волкам. Но найти работающее кафе в 22 часа в Индии в день празднования самого главного праздника в стране не так и легко. Все же, подвернулась удача и свою порцию риса мы получили…

Затем, за 40 рупий на велорикше поехали в гостиницу, выбранную наугад из списка, что составили с помощью нашей попутчицы – в Hotel Golden Moments. Но, как только переехали мост через реку, началась улица с множеством отелей. Я увидел Vinayak Inn, который мы тоже выписали —  решили остановиться здесь.

Хоть убейте, не помню, ночевали мы в нём, или там было дорого и поселились в соседнем. В бумагах у меня – визитка Hotel North Point & Restaurant Raga. В любом случае, цена в таком заведении всегда выше, чем в гэстхаусе: 1200 рупий. Зато белье почище, более приличный номер и WiFi есть.

***

Утром вернулись на вокзал. В 500 метрах от него располагается конечная остановка джипов-маршруток (shared jeep stand). Цена билета из Силигури в Дарджилинг составляет 130 рупий с человека. Мы читали перед путешествием в Индию, что лучше выкупить еще одно место, поскольку бенгальцы ездят в машине по 4 пассажира в ряд.

Фото 15. В маршрутке из Силигури в Дарджилинг. Обычный внедорожник Махиндра. Передний пассажир сидит «верхом» на тоннеле коробки передач и рычаг переключения скоростей у него находится между ног. Отзыв о самостоятельном путешествии по Индии. Фотоаппарат Nikon D610, объектив Samyang 14/2.8. Параметры съемки: 1/250, -0.67, 4000, 14.

Фото 15. В маршрутке из Силигури в Дарджилинг. Обычный внедорожник Махиндра. Передний пассажир сидит «верхом» на тоннеле коробки передач и рычаг переключения скоростей у него находится между ног. Отзыв о самостоятельном путешествии по Индии. Фотоаппарат Nikon D610, объектив Samyang 14/2.8. Параметры съемки: 1/250, -0.67, 4000, 14.

Нам подсаживали третьего человека, и я подшучивал, что он нам должен 25% от стоимости билета Siliguri – Darjeeling: он же на халяву наслаждается комфортной поездкой.

Дорога до Дарджилинга хорошего качества. Сначала идет по равнине, но постепенно змеёй забирается вверх. Здесь еще – предгорья Гималаев. Вокруг – чайные плантации и военные базы.

Добрались до места назначения за 3,5 часа. Прошли вперед метров 400 и увидели конечную станцию машин, что отправляются в Гангток (Gangtok stand).

Фото 16. Так выглядят кассы по продаже билетов на маршрутки из Дарджилинга в Гангток. Как добраться в штат Сикким. Отчет о самостоятельном отдыхе в Индии. 1/640, -1.33, 5.6, 250, 36.

Фото 16. Так выглядят кассы по продаже билетов на маршрутки из Дарджилинга в Гангток. Как добраться в штат Сикким. Отчет о самостоятельном отдыхе в Индии. 1/640, -1.33, 5.6, 250, 36.

Ах, да! Я не сказал, что за 3 дня до того, как мы улетели в Индию, на одном из зарубежных сайтов я нашел сообщение, что с января 2015 года можно оформить пермит на въезд в Сикким через официальный сайт: sikkimpts.azurewebsites.net/Ilp/Register. Регистрация прошла успешно, поэтому план путешествия был скорректирован: решили не тратить день на Дарджилинг, сразу ехать в Гангток и лучше это сэкономленное время провести в Гималаях.

Передохнули. Покушали в ресторане с невероятно вкусной тибетской кухней (единственный и неповторимый за все время путешествия по Индии): грибной суп, большие куски свинины и говядины, пельмени с мясом (momo), яичница и масала чай.

Билет из Гангтока в Дарджилинг стоит 200 рупий, мы снова выкупили 3 места. В ожидании джипа прогулялись по рынку, купили мне осенние кроссовки (в горах оказалось теплее, чем я думал, и зимняя обувь не пригодилась). Прошелся и поснимал портреты местных жителей.

Вообще, и Дарджилинг, и Гангток очень похожи на Китай – тут другая Индия. Люди – раскосые, меньше намного грязи и нет рикш.

Фотография 17. В Дарджилинге (штат Западная Бенгалия) и в Гангтоке (штат Сикким) основной вид общественного транспорта – джип-маршрутка (shared jeep). Отчет о путешествии по Северо-Востоку Индии самостоятельно. 1/1000, -1.33, 5.6, 250, 34.

Фотография 17. В Дарджилинге (штат Западная Бенгалия) и в Гангтоке (штат Сикким) основной вид общественного транспорта – джип-маршрутка (shared jeep). Отчет о путешествии по Северо-Востоку Индии самостоятельно. 1/1000, -1.33, 5.6, 250, 34.

Фото 18. В этой части страны обитают «другие»… В первой части отзыва я писал, что Индия – одна из самых многонациональных стран на планете. И причина, почему большинство говорит по-английски в том, что для них он – как русский для жителей России: средство межнационального общения. 1/250, -1.33, 5.0, 250, 44.

Фото 18. В этой части страны обитают «другие»… В первой части отзыва я писал, что Индия – одна из самых многонациональных стран на планете. И причина, почему большинство говорит по-английски в том, что для них он – как русский для жителей России: средство межнационального общения. 1/250, -1.33, 5.0, 250, 44.

Все люди, с которыми мне довелось поговорить, обязательно подчеркивали, что они – не индусы, а тибетцы.

Фотография 20. Портрет жителя города Дарджилинг в Западной Бенгалии. 1/500, -0.67, 2.8, 250, 55.

Фотография 20. Портрет жителя города Дарджилинг в Западной Бенгалии. 1/500, -0.67, 2.8, 250, 55.

Фото 20. Это – похоже, приезжие тётеньки, не похожи на жителей Гималаев. 1/1000, -0.67, 2.8, 250, 70.

Фото 20. Это – похоже, приезжие тётеньки, не похожи на жителей Гималаев. 1/1000, -0.67, 2.8, 250, 70.

21. Лица Дарджилинга. Отчет о самостоятельном туре в Индию. 1/1250, -0.67, 2.8, 250, 66.

21. Лица Дарджилинга. Отчет о самостоятельном туре в Индию. 1/1250, -0.67, 2.8, 250, 66.

Да уж, «чистота» в Darjeeling, почти, как в Европе. Неоднократно мне довелось слышать, мол: «Вот, понаехали эти бедняки с равнин. Грязи навезли. Рынок труда рушат – работают за копейку…» Всё, в общем, как у нас в России.

22. Гастарбайтер в Западной Бенгалии. 1/250, -0.67, 2.8, 250, 24.

22. Гастарбайтер в Западной Бенгалии. 1/250, -0.67, 2.8, 250, 24.

Станция отправления Gangtok Stand находится на крыше трехэтажного здания. Вообще, весь Дарджилинг – это ласточкины гнезда, прилепившиеся к склону горы. Ходить тут, без тренировки, сложно: постоянные спуски и подъемы, а высота над уровнем моря уже приличная – задыхаешься.

23. Трущобы Дарджилинга, открывающиеся взору с крыши здания, на котором находится конечная станция джипов. 1/200, 10.0, 250, 24.

23. Трущобы Дарджилинга, открывающиеся взору с крыши здания, на котором находится конечная станция джипов. 1/200, 10.0, 250, 24.

24. Джипы-маршрутки внизу. Это – NJP и Siliguri Stand. Отсюда отправляются маршруты в Силигури и в Нью Джалпайгури. Из Дарджилинга мы прибыли метрах в 400 слева. Прямо подо мной (не виден в кадре) тот шикарный ресторан. 1/160, 8.0, 250, 14.

24. Джипы-маршрутки внизу. Это – NJP и Siliguri Stand. Отсюда отправляются маршруты в Силигури и в Нью Джалпайгури. Из Дарджилинга мы прибыли метрах в 400 слева. Прямо подо мной (не виден в кадре) тот шикарный ресторан. 1/160, 8.0, 250, 14.

Фото 25. Как говорят во время холиваров – пруфик: доказательство, что я посетил Дарджилинг, а не накачал фотографии с Интернета. На конечной джипов-маршруток, следующих из Дарджилинга в Гангток. 1/500, 0.33, 250, 14.

Фото 25. Как говорят во время холиваров – пруфик: доказательство, что я посетил Дарджилинг, а не накачал фотографии с Интернета. На конечной джипов-маршруток, следующих из Дарджилинга в Гангток. 1/500, 0.33, 250, 14.

Ждали, пока наберется полный салон пассажиров, наверное, около получаса. В это время скучали, наблюдали за местной жизнью и снимали видео.

26. Маршрутка в индийских Гималаях. 1/400, -0.33, 8.0, 250, 14.

26. Маршрутка в индийских Гималаях. 1/400, -0.33, 8.0, 250, 14.

В Гималаях живут суровые парни, если нет в распоряжении яка, они носят невероятные грузы на своем горбу. Прямо, как муравьи, что могут поднимать груз тяжелее собственного веса.

Фотография 27. Сценка в Дарджилинге. Отчет о самостоятельном туре в Индию. 1/2000, 2.8, 250, 50.

Фотография 27. Сценка в Дарджилинге. Отчет о самостоятельном туре в Индию. 1/2000, 2.8, 250, 50.

Добирались в Гангток около 6,5 часов (нормальное время, по словам местных – 5,5 часов). На одном из крутых поворотов случилась авария: лобовое столкновение такси и пассажирского джипа. Машины всмятку. Толпа зевак. Двое иностранцев: жена с мужем. У белого парня окровавленное лицо, судя по всему – сотрясение мозга, бинтуют ему голову. Один из пассажиров такси тоже сильно пострадал –ударился грудью и головой… В общем, дороги в Гималаях не так просты, как кажутся…

Примерно на середине пути была длительная остановка в горах: на туалет, перекус, мойку машины и любование величественной Канченджангой. Гора была едва видна, скрытая облаками. Но и это – удача: еще раз мы увидели ее только в первый день экскурсии по Сиккиму, затем все дни ее скрывала дымка.

Пограничный пункт Rangpo Checkpost, где нужно поставить штамп в ваш пермит на въезд в Сикким, расположен в 1 часе езды от Гангтока. Вам нужно заранее предупредить водителя, чтобы он остановился и подождал. По словам нашего попутчика, Рангпо открыт с 5:00 до 20:00 и, если не успеете, будете ночевать на улице или вас отведут в гостиницу зятя пограничника, где с вас сдерут три шкуры.

Наш джип остановился в 300 метрах от офиса, водитель махнул рукой: «Туда иди». Катя осталась ждать в машине.

Девица в Rangpo Checkpost сказала: «Сэр, вы правильно сделали, что оформили пермит в Сикким через интернет, да только у нас нет связи. Придется выписать его заново». Достала амбарную книгу, долго переписывала паспортные данные (хорошо еще, что у меня с собой в Индию было привезено штук 20 фотографий), вклеила фотки, поставила штампы в паспорта (т.е. получается, что ты, как бы, выехал за пределы страны).

***

В Гангтоке джипы приезжают на конечную станцию, которую называют Siliguri Stand или Main Line Taxi Stand в микрорайоне Deorali. Прибыли затемно. Везде полным ходом идет празднование Дивали. Здесь мы планировали поселиться в гостинице Hotel Siddhi Vinayak, которую нам посоветовал путешественник из России Евгений: «Дедуля Нима Лама нас не обманывал, помог купить дешево экскурсию в Yumthang Valley. Вот его координаты: Mr. Nima Lama – телефон 7872984334».

Оказалось, что отель Hotel Siddhi Vinayak находится в доме прямо напротив станции. Приятный дедуля Нима Лама жутко обрадовался, что к нему приехали туристы из России. Причем, Евгений прислал ему распечатанные на бумаге фотографии и предупредил, что мы приедем.

Обсудили с ним дальнейшие действия:

— Сегодня ничего сказать не могу – в Индии праздник. Завтра поговорим. Предварительно, 1 день нужен на получение пермита.

— А сколько ехать до деревни Пеллинг (Pelling), откуда ближе всего к горе Канченджанга?

— Ну, где-то 5,5 часов в одну сторону.

— Ок. Давайте так: 13 ноября мы утром платим за экскурсию, вы оформляете пермит на посещение Yumthang Valley, а мы в это время съездим в Pelling. Вернемся в Gangtok 14 ноября, и рано 15-го выедем на экскурсию.

— Хорошо. По рукам!

Забегая вперед скажу, что добираться в Пеллинг мы передумали: из 2-х суток трястись по горным дорогам (а они в Гималаях, часто, грунтовые и разбитые) 10 часов, чтобы походить полдня по тропинкам не захотелось. Туда нужно ехать на неделю…

Но это будет уже другая история, о которой расскажу в следующих частях отчета. Подписывайтесь на обновления блога по e-mail, если не хотели бы пропустить новые главы. До встречи, друзья мои!

P.S. Ниже в комментариях подробно расписывается, как добраться из знаменитого индийского курорта Гоа в Варанаси на самолете, поезде или на автобусе.

Nachalo moego otcheta o samostojatel'nom ture v Indii. Karta marshruta puteshestvija, sovety, kak kupit' bilety na poezd i mnogoe drugoe.
1. Начало моего отчета о самостоятельном туре в Индии. Карта маршрута путешествия, советы, как купить билеты на поезд и многое другое.
2. Vo vtoroj glave otcheta rasskazyvaetsja o pervyh vpechatlenijah ot poseshhenija ghatov na reke Gang, v tom chisle kremacionnyh.
2. Во второй главе отчета рассказывается о первых впечатлениях от посещения гхатов на реке Ганг, в том числе кремационных.
Fotografii s jekskursii po Gangu na lodke. Istorija svjashhennogo goroda Varanasi.
3. Фотографии с экскурсии по Гангу на лодке. История священного города Варанаси.
Nachalo serii otchetov Mihaila Shmakova, kotoryj tozhe ochen' ljubit Indiju, o poezdkah po jetoj zamechatel'noj strane. V pervoj chasti – otzyv ob otdyhe na znamenitom u rossijan kurorte Goa.
1. Начало серии отчетов Михаила Шмакова, который тоже очень любит Индию, о поездках по этой замечательной стране. В первой части – отзыв об отдыхе на знаменитом у россиян курорте Гоа.
Pervaja chast' otcheta ob otdyhe v drugom izvestnom indijskom shtate – Kerala. Mnogo fotografij hramov, istoricheskie zarisovki i spravochnye dannye.
2. Первая часть отчета об отдыхе в другом известном индийском штате – Керала. Много фотографий храмов, исторические зарисовки и справочные данные.
Otzyv o poezdke po Zolotomu treugol'niku Indii nachinaetsja s opisanija jekskursij v stolice. Mozhno posmotret' foto znamenityh dostoprimechatel'nostej jetogo megapolisa.
10. Во время своего тура в Индию, Михаил Шмаков посетил город Майсур в штате Карнатака. Фотографии и интересный рассказ..

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 37

  1. shmakov.misha2012:

    Привет,Сергей! На фото №10 однозначно Шива изображен. Все атрибуты налицо: поза лотоса, третий глаз, на шее — кобра, сидит на шкуре тигра. На снимке № 9 — на 90% уверен, что это — Кали и Парвати. Кали — темная, яростная ипостась Парвати и разрушительное Шакти Шивы. На рисунке Кали танцует на теле Шивы. Вот барельеф Кали в Халебиде: fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/416514/view/1551854?page=1

    View Comment
    • Сергей:

      Спасибо, Миша, за ликбез! А то приехали две деревенщины в Индию, посмотрели сами не знаем что, и домой укатили отчеты писать… 🙂

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Из-за словечка «ликбез» никак не могу понять серьезно ты, или подтруниваешь? Ссылку я для тебя выкладывал, может, все же, соберусь и допишу про Карнатаку.

        View Comment
      • Сергей:

        Да нет, Миша, я серьезно. Ты же знаешь, особо религиозными вопросами не увлекаюсь. Поэтому-то и интересно было от тебя узнать кто изображен на этих «фресках». Мне они нравятся.

        View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Тут дело не в религии: не знаю, обратил ли ты внимание, что для индийцев эпос, религиозные предания, да и сами боги неотделимы от их современной жизни? Вот ты рассказываешь о помощи хозяина геста в Варанаси, а я рассказывал о помощи Аджая в Дели. Для индуса это — нормально. Древние законы гостеприимства впитаны с молоком материи и ее пересказами эпоса. Ты приветствуешь их: «Хеллоу!» Они в ответ: «Хай!» Но, если ты говоришь им: «Намасте», — они, даже дети, становятся серьезными и, сложив руки у сердца, отвечают: «Намасте!»

          Я к тому, что ты бы, наверно, удивился, если индиец, приехавший в Европу, не знал, кто есть Иисус. Конечно, 33 000 000 богов не запомнить, но тримурти (Брахму — создатель, Шива — разрушитель, Вишну- хранитель, а все вместе — Брахман), думаю — вполне. Это, как наша Святая троица: Отец, Сын и Святой дух — единый Бог.

          Опять я, как и вчера, не туда.

          View Comment
          • Сергей:

            Стоял знойный ноябрьский день. На улице — плюс тридцать градусов. Обливаясь потом, с частыми передышками, держась за канат, сброшенный сверху в помощь туристам, мы с Катей карабкались на 42-х метровую пирамиду Ixmoja, что построили индейцы Майя кто знает сколько веков назад.

            На вершине сидели туристы и отдыхали. Среди них оказался русскоязычный парень — из Беларуси, кажется — из Кобрина. Перекинулись с ним парой фраз. Он побрызгал раскаленные на солнце камни водой, сел в позу лотоса, закурил, закрыл глаза, раскинул руки и стал ловить энергию космоса… Мы хмыкнули и спустлись вниз. Для него это — энергетическая антенна, для нас — груда камней, что мексиканцы собрали в пирамиду для привлечения туристов и зарабатывания денег.

            Я это к тому, что не возражаю, когда кто-то глубоко увлекается историей, культурой той страны, куда он поехал в путешествие. Но и не считаю преступлением не знать чего-то, если мне это не интересно. Вот, в отчете о поездке по Китаю девушка меня спросила, почему я в двух путешествиях по этой стране съездил в регион рядом с городом Гуйлинь, но не захотел посетить терракотовую армию в Сиане. Мой ответ: в окрестностях Гуйлиня я катался на велосипеде среди карстовых холмов Яншо, забирался в горы на рисовых террасах Дажай. Ну не люблю я посещать музеи… 🙂

            В общем, может, это и печально, но для меня эти картины на стенах старинных домов в Варанаси — лишь интересные картинки, ничего более. Признаю: грешен… 🙂

            View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Уверен, что твою позицию разделяет большинство туристов, даже посещающие музеи. Я безоценочно говорю — просто констатирую, без тени осуждения.

          Пишу статью и всегда стою перед дилеммой: а нужно упоминать историю, например, города или храма? Какая разница, кто на барельефе: Афина или муза Евтерпа? Может, достаточно фотки храма на фоне природы? А интерес такое изображение представляет, если согласуется с «золотым сечением»?

          View Comment
          • Сергей Лахардов:

            Миша, я пишу статьи и отзывы о том, что интересно именно мне. Как-то получается, что притягиваю тех людей, которым это тоже нравится. И я на сайте с ними с удовольствием общаюсь.

            Теперь вопрос: зачем тратить время на то, что тебя не цепляет и потом еще общаться с теми, с кем у тебя нет ничего общего?

            Мне очень понравились твои предыдущие 11 отзывов об экскурсиях в Индии. Если еще 11 будут такие же увлекательные, я буду счастлив! 🙂

            View Comment
      • Сергей Лахардов:

        Как добраться из Гоа в Варанаси 

        Товарищ, планирующий путешествие в Индию, спросил совета, как можно доехать или долететь из Гоа в Варанаси. Я поискал информацию, и решил поделиться ею с читателями – может, еще кому пригодится.

        К сожалению, прямого авиасообщения между этими населенными пунктами нет. Придется делать крюк и сначала добираться до Дели или до Мумбаи, а уже оттуда – до Варанаси.

        Аэропорт штата Гоа – Даболим (Dabolim Airport). Купить билеты на самолет до Варанаси (Varanasi) можно на сайтах авиакомпаний IndiGo и Spicejet. Пересадка будет в Дели (Delhi). Этот вариант путешествия самый дорогой, но и самый быстрый: в пути 5 часов.

        Следующий способ – поехать на поезде из Гоа в Мумбаи. Расстояние между городами — 697 км, время в пути – около 5-ти часов, если железная дорога выдержит расписание. Наш опыт говорит, что пунктуальность расписания – не самая сильная сторона Indian Railways. Станция в Гоа называется Madgaon Junction, в Мумбаи – железнодорожный вокзал Panvel Junction. Как покупать билеты на индийский поезд, расписано в 1-й части отзыва за 2015 год.

        Далее, из Мумбаи до Варанаси можно долететь на самолете (расстояние 1246 км). Компания IndiGo выполняет 4 рейса «Mumbai – Varanasi» в день. Сайты-агрегаторы утверждают, что воспользовавшись поездом и самолетом, можно из Гоа добраться до Бенареса за 17 часов, но мне кажется, что нужно не менее одного дня закладывать на пересадку в Мумбаи, чтобы не нервничать, если поезд опоздает.

        Еще один, довольно экзотический способ попасть из Гоа в Варанаси – это долететь до столицы штата Уттар-Прадеш города Лакхнау (Lucknow) лоукостером Go Air  и оттуда добираться на автобусе 7 часов.

        Прочитайте первую часть отчета о путешествии по Индии в 2015 году, в которой я обращал внимание, что если путешествовать на поезде в Варанаси, то необязательно ехать до вокзала «Varanasi Junction». Если не будет билетов или расписание неудобное, можно добраться до станции Мугхал Сарай (Mughal Sarai), от которой до Асси Гхата всего лишь 18 км.

        View Comment
  2. shmakov.misha2012:

    Вот я читаю твое: «…Потому что у них в меню есть картошка!!! …Грибной суп, большие куски свинины и говядины, пельмени с мясом (momo), яичница и масала чай.» Такое впечатление, что мы оба были в Индии, но в параллельных вселенных!

    Суп (он же и по-английски — soup), картошка (aloo, potato), рис, блюда тандур? – в любом меню присутствует. Или меню не имело названий латиницей? Или меню совсем не было, как у нас в Палолеме, а подавальщик — парнишка из соседней деревни?

    Расскажи подробней об индийских точках общепита, в которых вы побывали. Было ли меню, какая сервировка, долго ли ждали заказ, кухня открытая или приносили откуда? Было где вымыть руки?

    View Comment
    • Сергей:

      Миша, почти везде кухня была закрыта для посторонних глаз, руки помыть есть где. Если не было — мы с собой возили пачку антисептических влажных салфеток. Заказ слишком долго ждать не приходилось — ну максимум 20-минут, наверное.

      Меню было во всех местах, где мы кушали. Правда, где-то на английском языке, а где-то — латинскими буквами индийские названия: aloo, puri и тому подобное. Мы только на вторую неделю скачали словарик и стали чётко понимать, что значит алу, а что — пури… 🙂

      Проблема была в том, что в меню перечислены все блюда индийской кухни. Приходит официант (как правило, отлично говорит по-английски) и начинается:
      — Этого нет, того нет…
      — А что есть тогда?
      — Рис вегетарианский или рис с курицей. Лепешки чапати. Всё.

      Такая проблема была не у нас одних. Не помню, рассказывал ли, когда в предпоследний день ждали самолет в аэропорту Гувахати, чтобы вернуться в Дели, познакомились с девушкой из США, которая по полгода живет в Индии. Она, в основном путешествовала по Центральным и Южным провинциям. На Северо-Восток приехала впервые. Тоже жаловалась, что ни разу такой жести не встречала: в наличии только рис…

      Для туристов, кто будет путешествовать по нашему маршруту скажу название кафе в Дарджилинге, где были в наличии пельмени и мясо кусками: Chopstix Bar & Restaurant. Когда буду рассказывать про то, как мы провели 2 дня в этом городе на обратном пути, покажу фотографию. Находится оно в здании под автостанцией, с которой джипы уезжают в Гангток, напротив стоянки маршруток на Силигури (рядом с синей билетной будкой на видео. Ориентир — рядом мужик вывешивает головы коз (он с них шкуру там сдирает).

      Это — единственное место в Индии, где мы смогли заказать куски свинины (были еще свиные ребрышки), пельмени с мясом. В Дарджилинге и в Гангтоке было много кафе, у которых на вывеске было написано большими буквами «Момо вегетарианские и мясные». По-факту — только рис…

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Свинина, конечно, перебор для вегетарианской Индии, а вот отсутствие картошки — не знаю, что и думать. А овощи? У них же куча блюд из бобов? Баклажаны?
        Прости, что вцепился! Для себя решил — поеду в Варанаси, возьму два батона колбасы, а не один. 😀

        View Comment
        • Сергей:

          Миша, в Варанаси было +35 градусов. Испортится колбаса твоя, будут проблемы с желудком, а ты будешь пенять на местную антисанитарию. 🙂 В этом городе мы жили 1-е и 2-е сутки путешествия по Индии. Еще и рис не в тягость был. А я так вообще два дня только картошку ел. У меня же белорусская душа: это рис для меня — токсины, а картошку я могу утром, в обед и вечером все 30 дней в месяце кушать. 🙂

          View Comment
  3. Наталья:

    Здравствуйте, Сергей! Давно слежу за Вашим блогом! Очень интересный и познавательный сайт. Я всю жизнь мечтаю съездить в Индию, а у вас так все интересно описано, и фотки есть замечательные.

    Я вот, уже почти год владею кропнутой зеркалкой Nikon D7000, пытаюсь тоже фотографировать и Ваш сайт мне во многом помогает разбираться в тонкостях фотоискусства!!! Спасибо!

    View Comment
    • Сергей:

      Здравствуйте, Наталья! Большое спасибо за теплые слова и моральную поддержку! На сегодняшний день, самые дешевые билеты, что я находил на следующий год — только в Бангкок или Дели. Поэтому, если финансы позволят поехать за границу отдыхать, то Индия — один из кандидатов для Вас будет. 🙂

      У зеркалки Nikon D7000 стоит матрица такая же, как у моей бывшей Nikon D5100. Так что, мы с Вами — почти одной крови. 🙂 Буду рад, если среди моей писанины найдете что-то полезное и для себя. Интересных Вам фотографий!

      View Comment
  4. Павел Черталев:

    Сергей, хорош, как всегда! Много фото понравилось. Очень хорошо передают атмосферу города. Некоторые, прямо, долго рассматривал: снимки №1, 2, 2, 14, 17, 18, 20, 23 и 24, и особенно — шедевр №27. Полное погружение: кажется, можно почувствовать приторные специфичные запахи этого места.

    Позволю себе покритиковать некоторые твои фотографии. Снимок №4 мне просто показался неудачным: завален горизонт, есть искажения широкого угла — камера не параллельна земле, ну и непонятно, что ты хотел показать в кадре. Судя по подписи — отель, но его почти не видно.

    В фото №5 кадрирование не очень: садовник и рука в кадре, я бы их подрезал.

    В фотографии №8 — искажения широкого угла: Катю растянуло, стены наклонило.

    В №9 и №10 — также искажения широкого угла: камера не параллельна земле и, может быть, немного повернута влево относительно перпендикуляра стены и рисунка. Я бы вообще выбрал другой объектив для съемки граффити — широкоугольник имеет смысл использовать для таких съемок только в случае, если угла не хватает, ширики — искажают картинку.

    В номере 11 — опять искажения широкого угла: стены наклонены.

    Видно, что ты очень любишь свой Samyang 14mm, но, зачастую, работая им, ты забываешь о перспективе при коротком фокусном расстоянии. Ширик очень капризен к наклонам камеры. При съемке людей в кадре на таком угле нужно стараться отходить подальше, чтобы человек оказался ближе к центру, где меньше искажения.

    Сергей, ты пользуешься виртуальным горизонтом в видоискателе? Если нет, то я тебе это очень рекомендую. Он мне очень помогает, если я снимаю фишаем или на ФР=24mm.

    А в целом — отличный пост. Спасибо.

    View Comment
    • Сергей:

      Паша, ты меня в ступор вводишь… Я все свои фотографии делю на те, что можно показывать фотографам (т.е. они – нормального фотографического качества) и те, что следовало бы удалить, да тогда читателю будет скучно читать длинный текст, а изображений не останется. На мой вкус, фото в предыдущей части рассказа про Варанаси, по большей части, очень хороши – мне не стыдно было их показать. А снимки в этой главе – почти все можно было бы удалить…

      Начну с тех, по которым согласен с тобой полностью: №4 и №5. Горизонт завален – увидел уже, когда загрузил на сайт. И дисторсию выправить бы… На 5-й фотографии с администратором гэстхауса Singh Guest House дядю на заднем плане не видел, наверное, во время съемки. При обработке заметил и его и кусок кресла, но не стал обрезать, так как хотел показать территорию отеля. Если бы кадрировал, получилось бы портретное фото, на котором не видно гостиницы. В целом, нужно было снять больше снимков, чтобы выбрать удачные.

      А вот мнение о картинке с ширика… Мне очень нравятся такие искажения. Уверен, что фото №8, сними я его на 50 мм, я бы удалил еще при просмотре на камере, оно не дошло бы у меня до скачивания на компьютер даже… То же и по снимкам №9 и №10… Скажу честно, что не ты один считаешь их браком – еще несколько человек говорили: «Что за ерунда? Удаляй такие кадры!»

      Поэтому, очень прошу, если есть хоть один зритель, как и я, считающий снимок №8 интересным, отпишитесь пожалуйста! А то Павел переворачивает с ног на голову мое представление о прекрасном… 🙁

      Спасибо, Паша, за обратную связь! Помнится, года два подряд ты бил во все колокола, что я при обработке использую пресет с усилением зеленого, синего и желтого. И добился же своего – не пользуюсь им больше. 🙂

      View Comment
      • Павел Черталев:

        Сергей, прости, если мои «претензии» для тебя прозвучали слишком категорично. Конечно же, если тебе нравятся фото, которые я раскритиковал, то тут и говорить не о чем — обязательно оставлять!
        Но позволь мне немножко пояснить, какими логическими умозаключениями я пользовался.

        По поводу фото 9 и 10. Моя логика такая: если снимаешь неоднородную стену с вертикальными линиям (будь то окна или углы), не допускай искажений. Особенно, на широком угле. На стене — как на эталоне вертикальных и горизонтальных линий, для меня искажения очень режут глаз. Допускаю, что кто-то пользуется этим, как творческим приемом, но мне, субъективно, хочется на таких стенах, чтобы вертикальные линии были строго вертикальными, а горизонтальные — строго параллельно нижней границе фото. Но, повторюсь, это — чисто мой собственный таракан в голове. И, если тебе нравятся эти искажения, то тогда все ОК. Ты — художник, ты так видишь. Переубеждать бессмысленно — это твой стиль.

        По поводу 8-ой фотографии. Прежде всего, я не упомянул, что наипервейший объект, на который в первую очередь падает глаз — это твой штатив. Он — как красная собачка на белой стене. Сразу начинаешь думать, почему он там? Что хотел автор сказать?

        Во-вторых, смотрю на Катю. Из-за искажений широкого угла, она неестественно наклонена относительно нижней границы фото. Лицо её неестественно перекосило. Смотришь на окно рядом и понимаешь четко, куда пошел перекос. Если бы я снимал это фото 14mm шириком, я бы сделал следующее. Во-первых, я бы сделал шаг или два назад, так как я знаю, что искажения на широком угле по краям кадра наиболее сильные. Это — как с фишаем: поставил человека на край кадра — его по любому скрючит, да так, что мама с трудом узнает — такой уж он эффект фишая. С шириком похожий эффект: скругления нет, но такие же искажения по краям. Потом можно просто кропнуть кадр в Лайтруме, если лишнее залезло, но человек будет менее искажен. Во-вторых, я бы присел и, пользуясь виртуальным горизонтом, добился бы, чтобы камера была строго параллельно земле и вертикальные линии стали полностью вертикальными. В таком положении Катя так же получилась бы строго вертикально и искажения были бы не столь очевидны.

        А насчет «удаляй такие кадры» — я никогда такого не посоветую. Очень часто бывает, что такой кадр — только один, других нет. Были бы другие, возможно ты бы выбрал. Но, если нет, как можно его удалять? Оставлять, а потом смотреть на него и вспоминать — только так. 🙂 Вот такая моя логика.

        По поводу «добился своего» — я тоже заметил, что в последнее время у тебя теплые желтый уже менее преобладает. Карточки, на мой взгляд, стали более естественными и правдивыми. Цвета — ближе к реальности. И, если это мои комментарии оказали влияние на это, то я даже немного горжусь собой. Ну самую малость. 🙂

        Спасибо тебе за твой, Сергей, труд.

        View Comment
        • Сергей:

          Паша, благодарю за столь развернутый ответ. Буду ждать, пока еще кто-то попинает, ибо, если говорить про фото №8, то именно такого эффекта с искажениями я и добивался. И штатив при съемке видел, но специально не убрал, так как планировал отдельно остановиться на том, что таскал его по всей Индии, а снял только 2 кадра. И с ним, мне кажется, получается эффект: остановись мгновение… 🙂

          Когда я стремлюсь выровнять вертикали (например, снимаю дом на улице и он — главный объект в кадре), тогда я строго следую твоим советам. Но, на данных фото, как указал выше, я специально добивался такого эффекта. Точнее — на снимке №8, а на №9 и №10 — ленился объектив менять. 🙂 Но результат мне, все равно, так нравится больше. 🙂 Может, «повзрослею» позднее… 🙂

          Спасибо и тебе, Паша, за твое неравнодушие! 🙂

          View Comment
        • shmakov.misha2012:

          По фото №9 и №10 согласен с Павлом. Но, как без них, на чем еще бы я проявил свою «ученость»?.. Вертикально? Хотя, если совсем близко, и это не помогает. Еще раз: вряд ли, больше десяти человек обратит на это внимание.

          View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Сама по себе фотография №8 — так себе, я так понимаю, ты хотел передать ощущение зажатости или стиснутости, что ли, в этом узком коридоре из стен домов. Я уже тебе замечал, что такие снимки лучше делать вертикально — проще исправлять дисторсию, искажения можно было вовсе избежать еще при съемке, но ты не любишь вертикальные, я так понял. Пока не заострил внимание, не замечал — Катерина смахивает на изображение бога на стене (кто — теряюсь в догадках, раз свирель и павлинье перо в волосах — значит Кришна).

        Блог — такой жанр, что без иллюстраций не обойтись. То, что замечают фотографы, вряд ли заметит простой читатель. Для такого читателя главное — информативность, что ли. Помню, когда, сто лет назад, вернувшись с отдыха в Гоа, выложил фотки — больше всего смотрели изображения скульптур-новоделов, повествующих о похищении лингама.

        View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Фотографии я сначала посмотрел в альбоме и там же хотел написать, но увлекся статьей. Мне понравились лица, даже мужик за стеклом в Дарджилинге (снимок №21). Подивился удаче (2): так поймать женщин в кадр — очень непростая задача в Индии. Почувствовал гомон и бибиканье улицы (снимки №18 и №17). На фото №20 хорош портрет, но лучше — в середину (хотя, ты и так, наверное, кадрировал).
          Куда делся старик у столба? Справа — много лишнего, но кадр очень интересный.

          View Comment
          • Сергей:

            В общем, если выразить мысль иносказательно, то Паше нравятся картины Васнецова, Михаилу — Шишкина, а мне — Пикассо. 🙂

            View Comment
          • Павел Черталев:

            Михаил, ничего зазорного в съемке вертикальных кадров на широком угле я не вижу. Все по ситуации — иной раз, здание высокое — ну никак не уложиться даже в 24mm, делаешь вертикально — следишь за уровнями наклона камеры, чтобы не наклонялись вертикали. Портреты на широком угле мне не очень нравятся, за исключением качественного креатива. Сергей уже приводил несколько портретов, снятых вертикально фишаем на камеру Nikon D800 — мне они нравятся. Есть, вообще, мастера, которые предпочитают снимать все на широком угле. Например Николай Злобин: mywed.ru/photographer/Nzlobin

            Как правило, результат на широком угле довольно сложно получить, но если научиться фотографировать — завораживает.

            View Comment
        • Павел Черталев:

          Кстати, да! Пока Миша не сказал, я не видел: определенно, просматривается схожесть Кати с картинкой напротив. Дать ей палочку в левую руку, рюкзак — в правую, подвинуть чуть на уровень и сходство будет полным. Ну, Миша, у тебя и глаз. 🙂

          View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Спасибо, Павел! Раз уж Вы включились, позвольте вопрос: что думаете о вертикальных фотографиях? Особенно, шириком?

            View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Не учел, что основной диалог был в личке. Я считаю, что многих проблем с искажением перспективы можно избежать путем съемки вертикально. Широкоугольным объективом — особенно. Это — Первое. А второе — часто, решить задачу композиции проще, именно вертикально держа камеру.

            View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Ещё добавлю: на FF, на кропе с дисторсией я таким способом не боролся, а композиция — как ни крути, а картинка квадратная, ну, почти.

            View Comment
          • Сергей:

            Да, действительно, если присмотреться, Катя и изображение на стене напротив «перекликаются»! 🙂 Насмешил, Миша!

            View Comment
  5. Евгений:

    В Индии есть хорошие поезда — это Radjhani Express. Как недавно выяснил, переводится с хинди, как «Столичный экспресс». В нём нет попрошаек, торговцев, в поезде кормят через каждые два часа — всё это входит в стоимость билета. Очень приличные и безопасные поезда! Да к тому же, они почти никогда не опаздывают! А если и опаздывают, то совсем ненамного!

    View Comment
    • Сергей:

      Евгений, спасибо за совет! Думаю, он пригодится тем туристам, кто собирается путешествовать по Индии самостоятельно. Тётя, что с нами в Mahananda Express ехала, тоже говорила, что это — плохой поезд: и опоздал, и грязно в вагоне. Я ей ответил: «Не ездили вы под Новый год в наших плацкартах из Сургута в Екатеринбург, когда вахтовики на побывку домой едут! Там — и запахи, и пьяные дебоши, и творится в вагоне ад!» 🙂

      Второй поезд (из New Jalpaiguri на станцию Furkating, что недалеко от национального парка «Казиранга») приехал на станцию отправления вовремя, а вот в точку назначения, все равно, опоздал на 1,5 часа…

      Когда мы путешествовали по Таиланду на поезде, там тоже путешественники предупреждали, что поезда часто опаздывают и автобусами ездить удобнее. Но в Таиланде дороги качественнее и не такие загруженные.

      View Comment
      • Евгений:

        Ну, в Индии не везде автобусами добраться можно: расстояния не те, да и дороги не везде хороши. А мы, последнее время, часто пользуемся «Столичными экспрессами», и я уж начал думать, что поезда в Индии теперь не опаздывают. Ан нет, из этого отчёта понял, что опаздывают! И понял, что всё от поезда зависит. Теперь вот и сам знать буду, и буду рад, если и другим эта информация поможет! 🙂

        View Comment
  6. Миша:

    Я, хоть и не собираюсь пока в Варанаси и Дарджилинг, но с интересом почитал о Ваших впечатлениях. И с удовольствием посмотрел фотографии. Лица интересно представлены. Замечательно смотрятся переулочки с картинами на стенах. Поражает только: как они к мусору так спокойно относятся? Хотя, и у нас такое встречается.

    View Comment
    • Сергей:

      Спасибо, Миша, за отзыв! Не бывает нашем мире идеала: если что-то хорошо, то что-то где-то будет плохо. Вот и жители Индии: мы восхищаемся их спокойным отношением к жизни, но возмущаемся терпимостью к мусору. 🙂

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту