\n

3. Отчет об экскурсии в Белогорский монастырь

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь – самая распиаренная рукотворная достопримечательность Пермского края. Верующие приезжают сюда поклониться Царскому кресту и помолиться, атеисты – полюбоваться бесконечными далями уральской тайги, безбожники-фотографы – снять живописные карточки с заснеженными елями и заиндевелыми строениями. Мы направились на Белую гору после экскурсии к ледяному водопаду Плакун в Суксунском районе, сокрушаясь, что на улице стало совсем тепло и, скорее всего, «зимней сказки» мы там не видим.


Однако волнения были напрасны: Белая гора возвышается на 453,2 метра над уровнем моря, здесь всегда холоднее, чем внизу и более ветрено. Несмотря на пасмурную погоду, фотоотчет, мне кажется, удался.

Фото 1. У водопада Плакун снега на деревьях почти не было. Ближе к Белой горе лес оделся в снежную шубу. Камера Nikon D610, объектив Nikon 70-200mm f/2.8. Параметры съемки: выдержка 1/400 секунды, экспокоррекция +0,33 EV, f/5.6, ISO 1600, ФР=165 мм.

Фото 1. У водопада Плакун снега на деревьях почти не было. Ближе к Белой горе лес оделся в снежную шубу. Камера Nikon D610, объектив Nikon 70-200mm f/2.8. Параметры съемки: выдержка 1/400 секунды, экспокоррекция +0,33 EV, f/5.6, ISO 1600, ФР=165 мм.

Сам Белогорский монастырь построен в таком живописном месте, что, когда из-за леса появляется величественный, в чем-то похожий на храм Христа Спасителя, белоснежный Крестовоздвиженский собор, сердце ёкает. Все-таки, епархиальный миссионер Стефан Луканин, вбивший 9 июня 1890 года на вершине Белой горы деревянный крест, как начало обустройства святой обители, неплохо разбирался и в PR (ну, об этом поговорим позже).

Фото 2. Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря. Камера Nikon D610, телевик Nikon 70-200 mm f/2.8 G, телеконвертер TC-14E II. 1/640, +0.67, 8.0, 3600, 280.

Фото 2. Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря. Камера Nikon D610, телевик Nikon 70-200 mm f/2.8 G, телеконвертер TC-14E II. 1/640, +0.67, 8.0, 3600, 280.

Содержание сегодняшнего отчета об эскурсии в Белогорье:

  1. В чем отличие между разными церковными понятиями (храм, церковь, монастырь и т.п.).
  2. Схема расположения построек на территори Белогорского монастыря.
  3. Краткая история Белогорской обители, православная инквизиция в России.
  4. Почему Белогорье называют Уральским Афоном.
  5. Как доехать в монастырь из Екатеринбурга и Перми на машине и на автобусе. Карта.

1. Чем отличаются друг от друга монастырь, скит, лавра, собор, храм, церковь и часовня

Когда я просматривал фотографии о поездке в Белогорский монастырь, как выяснилось, ошибался в терминологии: думал, что монастырь – это и есть то большое белое здание с куполами. Однако, это не так. Давайте разбираться с православными терминами.

В русском языке «храм» – это здание, в котором совершается богослужение и религиозные обряды. Произошло оно от старорусского «хоромы». По-сути, «храм» является синонимом слова «церковь», произошедшего от греческого (Κυριακη (οικια)), что значит «дом Господа». Единственное отличие – церковью могут называть не только архитектурное сооружение, но и форму организации христианской общины (например, Русская Православная Церковь, Русская православная старообрядческая церковь, Коптская православная церковь Александрии в Египте и т.п.).

Соборы – такие здания, где служение могут проводить священники из нескольких храмов (соборное служение). И обычно собором называют самую главную (или большую) церковь в городе (или в монастыре). В свое время Крестовоздвиженский собор в Белогорском монастыре был крупнейшей церковью Пермской губернии.

Если в соборе установлено кресло (кафедра) для правящего епископа (по-другому архиерей), то он называется кафедральным собором.

У православных в церквях имеется алтарь с Престолом (специальный стол) и трапеза (место, где все молятся). Если же храм небольшой, и в нем нет престола, то это — часовня (в ней не совершают Литургию, и обычно строят их в честь каких-то значимых событий).

Так вот, монастырь – это комплекс построек, в которых живут и молятся монахи, имеющие свой устав. То есть, это и храмы, и часовни, и общежития для паломников, и столовая, и туалеты, и т.п. Монастыри делятся на мужские и женские.

Крупные монастыри, имеющие богатую историю и сумевшие хорошо пропиариться, называются лаврами, и они могут быть только мужскими.

Скит – это отдельные от монастыря жилища, отличающиеся строгостью порядков и уединенностью. Доступ посторонних туда практически закрыт, а монахи соблюдают жесткий пост, молятся еще усерднее и молчат. Административно скит входит в состав монастыря. В Белогорье в 5.5 км от Белогорского монастыря был построен Серафимо-Алексеевский скит (сейчас он, вроде бы, тоже действует, но где находится, не могу найти информацию).

Пустынь – скит, расположенный в глухих местах. Так назывались небольшие мужские поселения, где был только один храм, то есть это — не разросшийся монастырь.

2. Карта со схемой построек Белогорского монастыря

Теперь, когда мы знаем, чем отличается храм от монастыря, давайте посмотрим на карту расположения объектов на Белой горе. В начале XX века застроен он был более основательно, чем сейчас.

Фотография 3. Зеленин А. Н. Белогорский монастырь. 1913 г.

Фотография 3. Зеленин А. Н. Белогорский монастырь. 1913 г.

Источник – «Википедия».

Сейчас усадьба поскромнее. Но все еще только начинается: пермские власти и олигархи вкладывают в реконструкцию святой обители огромные средства.

Фото 4. Карта размещения построек на территории Белогорского монастыря.

Фото 4. Карта размещения построек на территории Белогорского монастыря.

  1. Крестовоздвиженский собор.
  2. Царский крест.
  3. Часовня на месте разрушенной церкви Иконы Божьей Матери.
  4. Звонница.
  5. Часовня Николая Чудотворца над святым источником.
  6. Купель Святого Николая Чудотворца.
  7. Пруд.
  8. Братский корпус №2.
  9. Братский корпус №1.
  10. Трапезная (столовая).
  11. Туалеты для паломников.
  12. Стоянка машин и автобусов.
  13. Часовня-купель во имя Иконы Божьей Матери «о Взыскании Погибших».
  14. Старая дорога на Белую гору.

3. История Белогорского монастыря

Если говорить об экскурсии на Белую гору, то рассказывать нечего. После Суксуна двинулись по трассе «Екатеринбург – Пермь» и свернули по предложению навигатора слишком рано: после Неволино в сторону Мазунино. Здесь асфальт не очень качественный и километров 15 (между сёлами Юговское и Калинино его нет вообще: грунтовка); проехать проблем нет, но лучше в Неволино не поворачивать, а проследовать чуть дальше (карта маршрута показана ниже).

В монастыре, в отличие от других достопримечательностей Пермского края, что мы посетили в это путешествие, было много народу. Чувствуется, что приезжают сюда люди со всей округи.

Внутрь Крестовоздвиженского собора не заходили (там не очень и красиво – фрески не восстановлены: белые стены; см. 3D-тур на официальном сайте Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря).

Давайте, я буду показывать фотографии, параллельно рассказывая об истории монастыря.

Фото 5. На Белой горе возвышается златоглавый Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. 1/160, +0.67, 8.0, 640, 70.

Фото 5. На Белой горе возвышается златоглавый Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. 1/160, +0.67, 8.0, 640, 70.

В конце XIX века Урал был развитым экономическим центром России, дававшим государству железо, золото, лес и меха, что не могло не радовать царский дом Романовых. А вот Православная церковь была недовольна: большая часть рабочих и крестьян по вероисповеданию относилась к старообрядцам, и попов из Москвы никто из них не жаловал. Чтобы исправить ситуацию, решено было в самом центре «вражеского гнезда» основать огромнейший монастырь, который станет центром религиозного влияния на всю округу и позволит переманить староверов (благо, к тому времени жечь на кострах их перестали и существенно уровняли в правах с обычными гражданами Российской империи).

Фотография 6. Купола Крестовоздвиженского собора в Белогорском монастыре. Отзыв об экскурсии во время путешествия по Пермскому краю. 1/500, +0.67, 5.0, 500, 160.

Фотография 6. Купола Крестовоздвиженского собора в Белогорском монастыре. Отзыв об экскурсии во время путешествия по Пермскому краю. 1/500, +0.67, 5.0, 500, 160.

Вот миссионер Стефан Лукин и был послан найти подходящее место. В 1890 году он приехал в Бымовский завод, где встретился с церковным старостой и народным учителем Юго-Кнауфовского завода. Они ему и рассказали про Белую гору, про то, что снег там ложится рано осенью и не тает долго весною, и летом наружу выходят белые минеральные породы.

Он так загорелся, что сразу же отправился в поход. На вершину поднялись лишь к рассвету, преодолев 12 км сложного пути. Место понравилось, сразу же срубили дерево и воткнули самодельный крест.

Фото 7. Тропа купели в честь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в Белогорском монастыре. Рассказы о путешествии по Пермскому краю на авто. 1/250, +0.67, 7.1, 500, 70.

Фото 7. Тропа купели в честь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в Белогорском монастыре. Рассказы о путешествии по Пермскому краю на авто. 1/250, +0.67, 7.1, 500, 70.

Через несколько месяцев цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) решил прокатиться по заморским странам и отправился в Восточное путешествие (Вена, Порт-Саид, Бомбей в Индии, Коломбо на Шри-Ланке, Сингапур, Индонезия, Таиланд, Китай и Япония). В японском городе Оцу утром 1891 года на него напал полицейский по имени Цуда Сандзо: ударил мечом по голове, но Николай повернулся и, тем самым, избежал смерти. Лишь затылочно-теменная рана длиной 9 см и лобно-теменная — длиной 10 см (см. «Инцидент в Оцу»).

Фото 8. Суровая уральская природа на Белой горе. Поездка в Белогорский монастырь в Пермском крае на автомобиле самостоятельно.  1/250, +0.67, 7.1, 500, 70.

Фото 8. Суровая уральская природа на Белой горе. Поездка в Белогорский монастырь в Пермском крае на автомобиле самостоятельно.  1/250, +0.67, 7.1, 500, 70.

В честь этого события (спасения будущего царя) самодельный крест на Белой горе 16 июня 1891 года заменили на более впечатляющий Царский Крест из дерева, высотой 7 саженей (примерно 14,9 м). Но через несколько лет (23 апреля 1901 года) Бог, по-видимому, прогневался, что люди воздают почести кровопийце, деревянная конструкция была уничтожена бурей, и местный олигарх П. С. Жирнов выделил деньги на золоченый металлический крест, который воздвигли в сентябре 1901 года (простоял до 1918).

Фотография 9. Вид на купель в честь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в Белогорском монастыре. Отзывы туристов о путешествии по Пермскому краю на машине. 1/200, +0.67, 7.1, 500, 28.

Фотография 9. Вид на купель в честь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в Белогорском монастыре. Отзывы туристов о путешествии по Пермскому краю на машине. 1/200, +0.67, 7.1, 500, 28.

Как было отмечено в начале, русская православная церковь питала большие надежды на Белогорскую обитель в деле интеллектуальной победы над староверами. Поэтому место активно пиарилось с привлечением «тяжелой артиллерии»: сюда приезжала представительница дома Романовых Елизавета Федоровна (немка Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская; кто не знает, Россией значительную часть времени правили немцы: Екатерина II имела настоящее имя София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская; в Николае II, двоюродном брате немецкого кайзера Вильгельма II, было не больше 1,5% русской крови); обещал после войны с Германией прибыть сам Николай II. Огромные деньги вкладывали пермские олигархи.

В результате Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь претендовал на звание пятого центра паломничества в Российской империи. В начале XX века на Белую гору прибывали до 70’000 паломников в год.

Почему же нужно было приобщать старообрядцев? Тут долгая история, и напоминает она фотографическую. Все, кто хоть раз посещал форумы фотографов, знают, что те фотолюбители, кто не умеет фотографировать, больше обсуждают технические аспекты фотоаппаратов, чем вопросы искусства. И, чаще всего, развязывают бесполезные споры (в которых невозможно победить, так как участники свято верят в свою правоту, не слышат оппонента, и не собираются менять свое мнение). Такие споры называют «холивар» (от английского «holy war» — священная война, религиозная война). Самый известный холивар среди фотографов – о том, что лучше Никон или Кенон. Вы можете прочитать сотни страниц форума, встретить взаимные ругательства и оскорбления, но истины не найдете.

Так вот, холивар «Никон vs С» (где, «С» — староверы) случился на Руси раньше, чем были придуманы фотоаппараты. Попробую рассказать кратко, если это возможно.

В течение 16-ти веков в период с 27 лет до н. э. до 476 года н. э. на Земле существовала огромная Римская Империя. В 395 году н. э. она распалась на Западную Римскую Империю (в 476 году исчезла) и Восточную Римскую Империю, просуществовавшую до 1453 года нашей эры. Восточную Римскую Империю русские люди называли Византией, а поскольку, государственным языком там был греческий, то по-другому у нас ее величали «Греческое царство».

Императоры Византийской империи понимали, что, усилить свое влияние на окружающей территории, населенной дикарями, можно, распространив среди язычников свою религию, поэтому заслали «иностранных агентов», которым удалось убедить князя Владимира Красно Солнышко в том, что православным, в отличие от мусульман, можно пить медовуху и есть сало, в отличие от иудеев, не нужно делать обрезание, а в отличие от католиков, не нужно кланяться Папе Римскому. Владимир также понимал, что управлять страной, где Бог един и славит правителя, удобнее, чем, если в каждой деревне поклоняются своему полену (вспомните современное «хватит кормить Кавказ», разъединяющее Россию на разные общности и не придающее нам единства). Так была крещена Русь, церковные старцы ездили в Константинополь за указаниями, как им молиться .

Задолго до этого (приблизительно 1000 лет до н. э.) с предгорьев Алтая спустились тюркюты, которые постепенно отвоевывали себе место под солнцем, продвигаясь на запад. Во вторник 29 мая 1453 года турки захватили Константинополь (в дальнейшем он был переименован в Стамбул). Белая шапка (клобук — читайте «По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́») была переправлена в Москву, и столица России стала называться «Третьим Римом». Православные патриархи поняли, что появился шанс избавиться от наставлений «Константинопольского обкома», русская церковь получила независимость (см. более подробный рассказ об истории Константинополя в отчете о прогулке по древним улочкам Стамбула).

Ну вот, в 1650 году патриарх Никон (не тот, который фотоаппарат, а тот, который правил Русской Православной Церковью) задумал провести реформу, чтобы «синхронизировать» обряды с Греческой церковью (но не с Византийской, а с той, что находится в современной Греции), так как к тому времени она набрала популярность. В 1650-1660 годах Никон провел ряд реформ, по результатам которых было нужно:

  1. креститься не двумя, а тремя пальцами;
  2. писать Исус, вместо Иисус;
  3. в крестных ходах ходить по часовой стрелке, а не против часовой;
  4. во фразе о Сыне Божьем убрать союз «а»: «… рождена, а не сотворена»;
  5. говорить, что Царству Божьему не будет конца (раньше говорили «нет конца»);
  6. ну и еще по мелочи…

Думаете, как отреагирует нормальный человек на эти изменения? Скажет: «Разницы нет», — и будет жить спокойно дальше. Но за эту разницу те, кто не соглашался на новые правила, объявлялись еретиками (раскольниками, старообрядцами, староверами) и приговаривались к смерти. Причем, их не просто убивали, а наказывали сажанием на кол, выкалыванием глаз, сжиганием живьем и прочими развлечениями. Миллионы людей были приговорены к смерти и гонениям.

Фото 10. Боярыня Морозова. На что не пойдешь ради желания креститься двумя пальцами…

Фото 10. Боярыня Морозова — раскольница, известная каждому школьнику. На что не пойдешь ради желания креститься двумя пальцами…

Источник – «Википедия».

В общем, православным священникам разгуляться получилось. В те времена, когда на Западе Средневековье сменилось эпохой Возрождения, и далее Новым временем, в России костры только разгорались…

Вернемся к Белогорскому монастырю. Гонение на раскольников кончились лишь в 1905 году. И к тому времени их уже нельзя было убивать (нет человека – нет проблем). И в противоборстве «Никон против «С» (старообрядцы)» никонианцы больше полагались на пропаганду. На Белой горе 24 июня 1902 года заложили храм в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Пустили в эксплуатацию 7-9 июня 1917 года — в не самое благоприятное, скажем прямо, время для РПЦ.

Фото 10. Холодно на Белой горе. Поездка в Белогорский монастырь. 1/250, -0.67, 2.8, 500, 24.

Фото 11. Холодно на Белой горе. Поездка в Белогорский монастырь. 1/250, -0.67, 2.8, 500, 24.

В 1918 году на Белогорский монастырь прилетела буря гражданской войны. Часть монахов была казнена, часть арестована, храм разгромлен.

Сколько ни искал, так и не смог найти внятное объяснение, почему большевики так воевали с церковью. В современных источниках пишут, что революционеры не могли терпеть две идеологии в социалистическом тоталитарном государстве… Но современные власти контролируют РПЦ и успешно направляют ее усилия на мракобесие верующих, на смирение перед власть имущими.

Если почитать советские источники (например, работу кандидата исторических наук Ефима Фёдоровича Грекулова «Православная церковь — враг просвещения» или «Церковь, самодержавие, народ: (2-я половина XIX — начало XX в.)», то выходит две причины. Первая – РПЦ всегда стояла на стороне монархистов, а значит была врагом простого народа. Вторая – РПЦ является олицетворением тормоза на пути развития науки, источником мракобесия. Показательны слова Ленина, приведенные в этом издании (буддо про наши дни «вождь человеков труда всего мира» говорил): «… Россия не только бедна, она — нищая, когда идет речь о народном образовании, — писал Ленин, — Зато Россия очень «богата» расходами на крепостническое государство, помещиками управляемое, расходами на полицию, на войско, на аренды и десятитысячные жалования помещикам, дослужившимся до «высоких» чинов… Россия всегда останется бедной и нищей в отношении расходов на просвещение народа, пока народ не просветится настолько, чтобы свергнуть с себя гнет крепостников-помещиков».

Занимательная книжка того же автора, изданная Академией наук СССР в 1964 году: «Православная инквизиция в России». В ней можно в подробностях прочитать, как пытали и жгли старообрядцев (а заодно и всякого рода ведьм, экстрасенсов и прочих проходимцев) наши святые отцы.

Конечно, можно делать скидку на советскую пропаганду… Но ведь почему-то «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году, за 87 лет до Октябрьской революции свою бессмертную «Сказку о попе и о работнике его Балде», в которой священник предстаёт не в самом приглядном виде (к слову, сейчас РПЦ активно вмешивается в светскую жизнь, в том числе вводя священную цензуру: уже вышли издания стихов Пушкина, где поп заменен на купца Кузьму-Остолопа»).

А вот что писал русский литературный критик В.Г. Белинский другому «нашему всё» Николаю Васильевичу Гоголю в письме от 15 июля 1847 года (за 70 лет до Революции; в Сети можно найти издания переписки): «А потому, неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мертвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что католическое духовенство было чем-то, между тем как православное духовенство никогда, ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом светской власти. Но неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?..» Не буду уж продолжать про «толстые брюха» и «дикие невежества» попов.

По-видимому, не так уж тепло относились наши предки к Русской православной церкви за много лет до Революции. У меня еще одно объяснение: встречал в литературе упоминания, что раскольники могли быть коммунистами: вечером молятся, утром – на работу. Может, когда появилась возможность, они вспомнили православной инквизиции её священные костры?..

Еще интересная книга на тему отношений РПЦ и народа России в недалеком прошлом – «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: (к вопросу о веротерпимости)», изданная в 1905 году Пругавиным А. С.

Фото 12. Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря в Пермском крае. 1/160, +0.67, 13.0, 1100, 66.

Фото 12. Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря в Пермском крае. 1/160, +0.67, 13.0, 1100, 66.

В советские годы монастырь не стоял без дела: здесь был расположен дом инвалидов, а в лихолетье Войны – реабилитационный центр для раненых бойцов Советской армии. В 1980 году при пожаре сгорели купола. Как выглядел Крестовоздвиженский собор в 1990 году можно посмотреть на сайте «Реальная Пермь».

В 90-х годах прошлого века монастырь возвращен Церкви. Олигархи, как некоторые миряне считают, замаливая свои кровавые преступления лихого времени постперестройки, выделяют миллионы рублей на восстановление и содержание построек святой обители, на прокладку дороги.

Во сколько обошлась реконструкция комплекса, сказать сложно. В прессе проскакивают публикации, что правительство Пермского края потратило уже 340 миллионов рублей бюджетных денег, а всего нужно 500 миллионов. Если изучить новостные сводки, получим: с 2004 по 2012 потрачено 165 млн., в 2013 – 40 млн., в 2016 – 25 млн., в 2017 – 35 млн. рублей.

Злые языки рассказывают, как, возможно, принималось решение об инвестициях на заседании руководства края:

— Давайте инвестируем 500 миллионов рублей в строительство детских садов, школ и университетов, которые дадут толчок развитию нашего региона.

— Вы что, с ума сошли? Помолимся, и Бог пошлет нам благодать.

— М-м-м-, ну давайте построим биотехнологический комплекс по клонированию человека. Ведь современная наука говорит, что необязательно растить клона, можно вырастить человеческие органы из клетки больного и их же ему пересадить. Посмотрите любую газету: сотни объявлений с просьбой спасти ребёнка. А сколько взрослых людей гниет заживо! Можно еще построить центр ядреной медицины для лечения больных раком. Или, хотя бы, закупить сотню-другую машин скорой помощи, чтобы во время сердечных приступов они спасали человека, а не говорили ему: «Расслабься и выпей валидол, мы не приедем, так как нет средств.»

— Окстись, еретик! Всё это легко заменяется молитвой и тысячей поклонов…

— Ну ладно, тогда будем восстанавливать храм на Белой горе…

Так и платят россияне каждый год, атеисты и мусульмане, евреи и буддисты, мусульмане и последователи Церкви летающего макаронного монстра из своего, по сути, кармана за возможность сделать дорогостоящее селфи на фоне Белогорского монастыря.

Фото 13. Вид на Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря. 1/125, +0.67, 14.0, 800, 56.

Фото 13. Вид на Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря. 1/125, +0.67, 14.0, 800, 56.

Фото 14. На былом месте воздвигли новый Царский крест (восстановлен на Белой горе 27 сентября 1998 года). Теперь он пониже (10,66 метра), но зато сделан из нержавейки). 1/125, +1.33, 14.0, 250, 62.

Фото 14. На былом месте воздвигли новый Царский крест (восстановлен на Белой горе 27 сентября 1998 года). Теперь он пониже (10,66 метра), но зато сделан из нержавейки). 1/125, +1.33, 14.0, 250, 62.

Фотография 15. Спаситель на Царском кресте в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре. Выполнен по проекту архитектора из Перми Александра Метелева. Изготовитель: Пермский завод горного оборудования. 1/160, +1.33, 7.1, 560, 66.

Фотография 15. Спаситель на Царском кресте в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре. Выполнен по проекту архитектора из Перми Александра Метелева. Изготовитель: Пермский завод горного оборудования. 1/160, +1.33, 7.1, 560, 66.

Кто хочет прочитать положительное про историю Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря (даже более полную, чем на официальном сайте), заходите на портал «Метросфера».

На сайте Кунгурской газеты «Искра» — выдержки из государственного архива: «Раздробление Белогорской обители в 1923 году», и часть II, где рассказывается, как забрали оттуда мощи святых. То ли потому, что это напечатано в «Искре», то ли еще по какой причине, но ничего об убийстве монахов в этих архивах не сказано.

Кто желает «порыться в грязном белье Белогорья», может почитать очерк «Чёрные тучи над Белой горой», где представлено интервью с архимандритом Вениамином, бывшим настоятелем Белогорского монастыря, которого в 2001 году РПЦ сняла с должности, и который по этому поводу объявил голодовку.  В нём он рассказывает, как разлагаются монахи, как руководство Пермского края пыталось вместо него поставить во главе святой обители полковника Пермского высшего военного командно-инженерного Краснознаменного училища Ракетных Войск (ПВВКИКУ РВ им. В.И. Чуйкова), о торговле без налогов минеральными удобрениями, и о других не очень чистых темах. Есть еще продолжение к этой публикации «Нет, и в церкви всё не так», где рассказывается о пресс-конференции РПЦ, созванной в ответ на заявления опального архимандрита, где представители Пермской епархии говорят о том, что он плохо управлял: монахи пьянствуют, за несколько миллионов рублей сделан ремонт с итальянской сантехникой в апартаментах, разморожено отопление.

Кого интересует подробная история монастыря, советую найти «Вестник Пермского университета» (выпуск №1 за 2016 год) со статьей «Я фотографировал церкви, попов, железнодорожников… Повседневная жизнь деревенского маргинала в первой половине ХХ века». Там представлены выдержки из Госархива о допросе трех бывших монахов Белогорского монастыря, о том, как сложились их жизни после гражданской войны. Реконструкция на основе допросов НКВД святого отца Варлаама (Зомарева), Д. Мичкова и И. Слюнкова. Один из них стал фотографом.

В «Википедии», в разделе «Литература» в описании Белогорского монастыря, указана книга «Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне» П. П. Сойкина за 1909 год. Я поискал этот фолиант – интересно было почитать оригинал.

Фото 16. Обложка книги «Православные русские обители X», в которой рассказано о Белогорском мужском монастыре в Пермском Крае.

Фото 16. Обложка книги «Православные русские обители X», в которой рассказано о Белогорском мужском монастыре в Пермском Крае.

Фото 17. Страница 161 путеводителя по православным храмам Российской Империи. Описание Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в Осинском уезде.

Фото 17. Страница 161 путеводителя по православным храмам Российской Империи. Описание Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в Осинском уезде.

Фотография 18. Описание Свято-Серафимовского скита при Белогорском монастыре православной обители.

Фотография 18. Описание Свято-Серафимовского скита при Белогорском монастыре православной обители.

Источник — Государственная публичная историческая библиотека России.

Otchet o poezdke oseniu v byvshee staroobriadcheskoe selo Nizhneirginskoe raspolozhennoe na granitse s Permskim kraem i na Belogorskii monastyr
Отчет о поездке осенью в бывшее старообрядческое село Нижнеиргинское, расположенное на границе с Пермским краем, и на Белогорский монастырь.
Eshche odna tserkov raduiushchaia krasivym raspolozheniem khram vo imia Sviatogo velikomuchenika Georgiia Pobedonostsa v sele Sloboda Sverdlovskoi oblasti
Еще одна церковь, радующая красивым расположением – храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Слобода Свердловской области.
SHikarnye vidy na tserkov Vozneseniia Gospodnia na fone khrebta Alabiia v Bashkirii Rasskaz ob avtomobilnom puteshestvii po respublike.
3. Шикарные виды на церковь Вознесения Господня на фоне хребта Алабия в Башкирии. Рассказ об автомобильном путешествии по республике.
Razrushennaia Proroko-Ilinskaia tserkov v sele Smolino Sverdlovskoi oblasti Nakhoditsia riadom so Smolinskoi peshcheroi i porogom Revun na reke Iset Skaly Isetskii kanon.
2. Разрушенная Пророко-Ильинская церковь в селе Смолино Свердловской области. Находится рядом со Смолинской пещерой и порогом Ревун на реке Исеть. Скалы Исетский каньон.

4. Почему Белогорский монастырь называют Уральским Афоном

В описании истории Белогорской обители можно встретить упоминание, что её величают гордым именем «Уральский Афон». Даже официальный адрес монастыря: http://уралафон.рф.

Все потому, что в этом монастыре служили по афонскому уставу. На сайте альманаха «Русский мир» можно найти материалы V международной научно-практической конференции «Русская цивилизация: эпоха конца и вновь начала» в Перми от 10-11 июня 2010 года. На странице №65 М. Г. Нечаев, кандидат исторических наук, доцент Пермского Государственного технического Университета, опубликовал статью «Роль Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря и его настоятеля игумена Серафима (Кузнецова) в истории Пермской епархии». В ней дано описание правил Белогорского монастыря (по афонскому образцу):

  • На службу приходят все: от старца до мальчишек. Штраф за пропуск – 100 поклонов за обедом, плюс 200 поклонов для монахов (уже в келлии).
  • Нельзя петь и играть на музыкальных инструментах, лучше молчать.
  • В три часа ночи — начало службы.
  • С 6:00 утра до обеда – работа на монастырских землях (рабов у Русской православной церкви отобрала в 1764 году еще Екатерина II (см. монастырские крестьяне)).
  • Перерыв. Работа до 18:00.
  • С 18:00 до 1:00 ночи — всенощные бдения.

Старцы следили, чтобы соблюдались все правила, не было сокращений. Запрещали брать деньги и подарки от богомольцев.

В 1902 году при Белогорском монастыре строят Сергиево-Алексеевский скит, где правила еще жестче.

  • Женщинам вход воспрещен, кроме трех дней в году: 19 июня, 17 августа и на второй день праздника всех святых.
  • Пища только постная: вегетарианская и рыба; молоко, яйца и чай запрещены.
  • Полунощница (служба в 12:00).
  • Утреня (служба, заканчивающаяся в 6:00 утра), Литургия (с 7:00 до 10:00 утра), пополудня, вечерня, повечерня.
  • Отбой в 20:00.

Кроме всего прочего, монахи Сергиево-Алексеевского скита выполняли «Тысячное правило»:

  • 300 поклонов до земли;
  • 100 поклонов по пояс;
  • 600 молитв в день.

В 11:00 для слабаков – завтрак из одного холодного блюда. Сильные духом лишь обедали в 3:00, который заканчивался горячей водой.

Каждый скитник жил в своей келлии, был отшельником и молчальником (разговаривали лишь на обеде).

Фото 19. Звонница в Белогорском монастыре. 1/160, 14.0, 6400, 70.

Фото 19. Звонница в Белогорском монастыре. 1/160, 14.0, 6400, 70.

Фотография 20. Колокол звонницы Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в Пермском крае. 1/250, -0.67, 2.8, 500, 24.

Фотография 20. Колокол звонницы Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в Пермском крае. 1/250, -0.67, 2.8, 500, 24.

Фото 21. Вид на купель Святого Николая Чудотворца в Белогорском монастыре. 1/100, +1.33, 8.0, 560, 48.

Фото 21. Вид на купель Святого Николая Чудотворца в Белогорском монастыре. 1/100, +1.33, 8.0, 560, 48.

Кто не знает, Афон – это гора, высотой 2033 метра в северо-восточной части Греции. Православные зовут ее «Святая Гора», а согласно условиям Лозаннского договора 1923 года, подчиняется она Греции, где официально именуется «Автономное монашеское государство Святой Горы».

Фото 22. Уральский Афон – Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь в Пермском крае. Звонница, Крестовоздвиженский собор и макет церкви Иконы Божьей Матери на том месте, где она стояла. 1/250, +1.33, 5.6, 500, 38.

Фото 22. Уральский Афон – Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь в Пермском крае. Звонница, Крестовоздвиженский собор и макет церкви Иконы Божьей Матери на том месте, где она стояла. 1/250, +1.33, 5.6, 500, 38.

На Афоне находится 20 православных монастырей. Устав там такой жесткий, что нельзя заходить ни женщинам, ни животным женского пола. Для первых, согласно «Википедии» — 8-12 месяцев тюрьмы за нарушение правила, а что делают с самками животных непонятно…

Фото 24. Вид на часовню Николая Чудотворца над Святым источником, и купель Святого Николая Чудотворца, пруд. Отчет о поездке в Белогорский монастырь. 1/125, +1.33, 8.0, 500, 24.

Фото 23. Вид на часовню Николая Чудотворца над Святым источником, и купель Святого Николая Чудотворца, пруд. Отчет о поездке в Белогорский монастырь. 1/125, +1.33, 8.0, 500, 24.

Фотография 25. Эх, без хорошего света не передать, как красивы кристаллы льда на Белой горе. 1/50, +1.33, 14.0, 900, 24.

Фотография 24. Эх, без хорошего света не передать, как красивы кристаллы льда на Белой горе. 1/50, +1.33, 14.0, 900, 24.

Фото 26. Лёд на Белой горе. 1/160, +1.33, 10.0, 1250, 70.

Фото 25. Лёд на Белой горе. 1/160, +1.33, 10.0, 1250, 70.

Фото 27. Березовая роща возле братских корпусов Белогорского монастыря. Поездка в Пермский край на автомобиле. 1/160, +1.0, 7.1, 560, 70.

Фото 26. Березовая роща возле братских корпусов Белогорского монастыря. Поездка в Пермский край на автомобиле. 1/160, +1.0, 7.1, 560, 70.

Фотография 28. Зачем ехать в Белогорский монастырь? За духовным просветлением и такими вот видами на уральскую тайгу. 1/160, +0.67, 9.0, 1250, 70.

Фотография 27. Зачем ехать в Белогорский монастырь? За духовным просветлением и такими вот видами на уральскую тайгу. 1/160, +0.67, 9.0, 1250, 70.

5. Как добраться в Белогорский монастырь

Если ехать на автомобиле из Екатеринбурга, то не следует подчиняться указаниям навигатора свернуть после Неволино налево, на Мазунино. Езжайте прямо, миновав поворот на Кунгур и Шадейку. После Ергача сворачиваем налево до деревни Троельга и Ерши.

29. Карта со схемой поездки к Белогорскому монастырю.

28. Карта со схемой поездки к Белогорскому монастырю.

Из Перми – все понятно: сворачиваем направо, дорога здесь отличная.

Адрес Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря: Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая гора, улица монастырская, дом 1. Координаты GPS для навигатора: 57.392783, 56.229714. Телефон трапезной: +7 (34271) 57533.

Из Перми до монастыря напрямую на автобусе доехать нельзя. Но можно добраться до деревни Калинино (см. расписание автовокзалов Пермского края). Далее – либо на маршрутке (справочная автостанция в Калинино), либо на попутке (на официальном сайте Уральского Афона пишут, что за проезд берут 200-300 рублей).

Фото 30. Парковка на территории Белогорского монастыря. 1/125, +1.33, 7.1, 500, 44.

Фото 29. Парковка на территории Белогорского монастыря. 1/125, +1.33, 7.1, 500, 44.

На территории монастыря особенно много паломников в дни религиозных праздников: Рождество, Пасха, Вербное воскресенье и Крещение. Тем, кто собрался на экскурсию в Белогорский монастырь и не хотел бы нарушать православные правила, на официальном сайте есть раздел «Что нужно знать о церковном благочестии»: как одеваться, как монахи относятся к косметике у женщин, как обращаться к служителям.

Время работы: для паломников круглосуточное и круглогодичное. Молебны – ежедневно в 7:30, в субботы в 8:00 и в 14:00, в воскресенье — в 8:00. Лучше изучайте раздел «Молебны» на официальном сайте.

Купель Святого Николая Чудотворца на южном склоне летом работает с 9:00 до 18:00, в зимнее время – с 12:30 до 16:00. Зимой купаются только на крещение.

Купель во имя иконы Божьей Матери «О взыскании погибших» на северном склоне Белой горы работает по следующему графику:

  • понедельник – санитарная обработка;
  • вторник – закрыто;
  • среда-воскресенье с 9:00 до 18:00;
  • по субботам с 12:30 до 15:00 купель закрыта на крещение.

Каждый день в купели читают молебны, за что полагается оплата (пожертвование) по таксе, размещенной на официальном сайте.

*       *       *

На сайте знаменитого тревел-фотографа Митчела Канашкевича (Mitchell Kanashkevich), можно бесплатно скачать электронную книгу «Behind the scenes» («За кулисами»), где он рассказал и показал, как снимает в путешествии. Чтобы получить три портрета местных жителей в одной из деревнь, он снял от 80 до 115 кадров одного и того же сюжета, из которых отобрал 3 снимка. В поездке к Белогорскому монастырю я сфотографировал лишь 7 кадров с разными вариантами изображения Крестовоздвиженского собора. Чувствуете, в чём разница между профи и любителем?..

30. Как я "нарабатывал" кадр с Крестовоздвиженским собором Белогорского монастыря в Пермском крае.

30. Как я «нарабатывал» кадр с Крестовоздвиженским собором Белогорского монастыря в Пермском крае.

За сим отчет о поездке на Белую гору заканчиваю. Мы узнали, чем отличается храм от монастыря, ознакомились с историей Белогорья, почему его называют Уральским Афоном, узнали, как сюда добраться с разных мест Урала. Сегодня побывали на небесах, а в следующей главе полезем под землю: в Кунгурскую ледяную пещеру.

Karta marshruta vtorogo avtomobilnogo puteshestviia po Permskomu kraiu zimoi 2018-go Kak doekhat k Plakunu Ledianoi peshchere Melnichnomu ruchiu i goru Kolpaki.
1. Карта маршрута второго автомобильного путешествия по Пермскому краю зимой 2018-го. Как доехать к Плакуну, Ледяной пещере, Мельничному ручью и гору Колпаки.
Otzyv o poezdke na vodopad Plakun v Suksunskom raione Nebolshoi rasskaz o Suksune Kak doekhat k Ilinskomu istochniku tak eshche nazyvaiut Plakun cherez derevniu Sasykovo.
2.Отзыв о поездке на водопад Плакун в Суксунском районе. Небольшой рассказ о Суксуне. Как доехать к Ильинскому источнику (так еще называют Плакун) через деревню Сасыково.
Marshrut Bolshogo avtomobilnogo puteshestviia po Permskomu kraiu v ianvare 2016 goda Pokhod na Kamennyi gorod i Usvinskie stolby voskhozhdenie na Poliud i Vetlan Perm-36 KHokhlovka i Schaste ne za gorami.
1. Маршрут Большого автомобильного путешествия по Пермскому краю в январе 2016 года. Поход на Каменный город и Усьвинские столбы, восхождение на Полюд и Ветлан, Пермь-36, «Хохловка» и «Счастье не за горами».
Na vtoroi den poezdki po Permskomu kraiu v ianvare 2016 my otpravilis v pokhod k velichestvennym skalam Usvenskie stolby chto nakhodiatsia v 6-ti kilometrakh ot poselka Usva.
2. На второй день поездки по Пермскому краю в январе 2016 мы отправились в поход к величественным скалам Усьвенские столбы, что находятся в 6-ти километрах от поселка Усьва.
Ot sovetskoi vlasti postradali ne tolko sviashchenniki no i te kto nad nimi beschinstvoval Otzyv o poseshchenii muzeia politicheskikh repressii na baze ITK-36 v Permskom krae.
4. От советской власти пострадали не только священники, но и те, кто над ними бесчинствовал. Отзыв о посещении музея политических репрессий на базе ИТК-36 в Пермском крае.
Muzei dereviannogo zodchestva KHokhlovka v okrestnostiakh Permi Zdes mozhno uvidet starinnye khramy privezennye so vsekh kontsov Permskogo kraia.
5. Музей деревянного зодчества «Хохловка» в окрестностях Перми. Здесь можно увидеть старинные храмы, привезенные со всех концов Пермского края.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 9

  1. Михаил:

    Молодец. Классный рассказ про Белогорский монастырь и фотки.

    View Comment
    • Сергей:

      Спасибо, Миша. В этот раз путешествие прошло, видимо, на каком-то эмоциональном подъеме, потому и фотографии получились удачными. Вся серия из поездки по Пермскому краю и самому нравится.

      View Comment
  2. Вероника:

    Добрый день, Сергей. На следующий день небо прояснилось, и иней на изгородях и деревьях исчез бесследно. Вам повезло: увидели гору именно Белой, пусть и не в полную силу.

    Большая статья у Вас получилась, ёмкая, информативная, фото замечательные.

    На большом куполе Крестовоздвиженского собора есть лестница, снимок №6 с этой лестницей не был бы интересней (был бы понятен масштаб купола)?

    View Comment
    • Сергей:

      Здравствуйте, Вероника. Да, с наличием инея в Белогорье нам повезло. Вообще, если ехать в Белогорский монастырь именно для фото, то лучше выбирать либо холодные дни (самые красивые снимки, что я видел в отчетах других туристов, получаются в морозы за 25 градусов), либо то время, когда погода (природа) меняется. В первый раз Крестовоздвиженский собор я снимал утром в тумане — добавляет атмосферы. У кого-то видел пейзажи еловой тайги под тучами перед грозой — очень живописно. Золотой осенью, думаю, на Белой горе красиво.

      А так, при поездке сюда в новогодние выходные или в другой день — нужен элемент везения.

      Посмотрел Ваши снимки с экскурсии в Белогорский монастырь, моё фото №13 — да, можно было задействовать лестницу, чтобы показать масштабы куполов Крестовоздвиженского собора. Но на момент съемки, похоже, я не видел её. 🙂

      Отчет получился большой, так как затронуты сложные темы — было интересно покопаться в архивах, посмотреть литературу, и поделиться тем, что нашёл. Спасибо за отзыв. Удачных поездок по Уралу и не только. 🙂

      View Comment
  3. Валентина:

    Пейзажи с инеем на Белой горе великолепны. Очень понравились кристаллы на фото №24. Интересный рассказ получился, Сергей: и юмор присутствует, и погружение в историю. Про староверов мне тоже интересно стало после поездки по Невьянскому району Свердловской области.

    А вообще, путешествия — это некий толчок, стимул к познанию мира.

    View Comment
    • Сергей:

      Здравствуй, Валентина. Спасибо за комплименты. Как мы обсуждали с Вероникой выше, если удастся попасть в Белогорский монастырь в холодное время года и с инеем, считай, что повезло с фотографиями.

      Кристаллы льда на фото №24 — прямо захотелось снять такое же фото, но с более выразительным светом (чтобы лучше было видно текстуру) и на макрообъектив…

      Когда мы с женой путешествовали по разным странам, всегда удивлялся, что жена перед поездкой ничего не читает, а по возвращению домой штудирует Интернет на предмет истории тех мест, что мы посетили. Теперь вот, в последнее время, заметил за собой такую же особенность: после поездки в Пермский край, захотелось найти старинные книги с упоминанием тех мест, что увидели. И тебя понимаю – что ни отчет об экскурсии, то глубокий исторический экскурс… Всё подтверждает твои слова.

      View Comment
  4. Николай:

    Снимки с поездки в Белогорский монастырь неплохие. Но рассуждения автора о русской крови и православии не выдерживают критики. А сколько русской крови, в отличие от «кровавого» Николая II, было у самых «человечных» человеков Ленина и Сталина?

    К сожалению Вы, Сергей, не понимаете роли православия, как СТЕРЖНЯ всей русской государственности. Не случайно Достоевский говорил, что русский человек — это, в первую очередь, ПРАВОСЛАВНЫЙ человек. Без православия русский превращается в космополита без роду-племени, без национальности, без понятия о добре и зле.

    Не случайно губернатор Пермского края Чиркунов уехал жить во Францию и написал оттуда в Твиттере: «Здесь хорошо. Главное – русских нет». А ведь в его биологическом теле течёт русская кровь. Так кто же больший патриот России – православная Екатерина II, выведшая страну на первое место в Европе, или космополит-атеист Чиркунов, пытающийся откреститься от своих земляков и своей русской крови?

    Уважаемый, Сергей! Рассуждайте больше о фотокамерах, об экспозиции, о матрицах, о фокусе. Но только не о 1000-летней православной истории России. К этому Вы ещё не готовы.

    View Comment
    • Сергей:

      Николай, я понимаю, что некоторые суждения в статье, вызовут острое неприятие православных верующих. Но все же считаю, что религия — это то, что нужно оставить в прошлом, чтобы двигаться дальше, это — торомоз в развитии общества.

      Наша страна слишком часто живет прошлым вместо того, чтобы отряхнуть старую пыль и стремиться в будущее.

      Спасибо, что деликатно меня осадили. Буду готовиться дальше к рассуждению о роли православия в XXI веке, когда прогрессивное человечество готовится создать искусственный интеллект и полететь к Марсу.

      View Comment
  5. Сергей:

    Интересное видео от Варламова с рассказом о том, как священники помогают бороться с гибелью людей на дорогах, как оберегает молитва за путешествующих предотвратить смерти людей.

     

    View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту