\n

Бесценный урок фотографии для новичков: как тренировать способность видения кадра

Текст статьи обновлён: 4.09.2023

Вы видите картинку будущей фотографии до того, как поднесли видоискатель фотоаппарата к глазам? Лично я, когда приходится много снимать (например, в отпуске), могу представить фото в голове заранее. И, насколько я понял после прочтения различных статей и книг, профессиональные фотографы обладают таким даром. Недавно мне попались на глаза философские рассуждения одного англоговорящего специалиста, в котором он дает совет, как можно развить в себе этот навык. Меня фотоурок настолько впечатлил, что я незамедлительно опробовал полученные рекомендации на практике. Давайте расскажу и покажу, что из этого получилось. Может и вы заинтересуетесь.


Как-то один мой друг рассказывал историю о том, как он вместе со знакомым фотографом шел через луг. Казалось, ничего впечатляющего вокруг не было заметно. Но тут фотолюбитель сказал: «Вот он!» — встал и сделал потрясающий кадр. «Представляешь!» — говорил мне друг: «Там просто поле и пару кустиков. Я бы в жизни не поверил, что можно снять такое красивое фото. А он видит…»

Когда у меня между съемками случаются большие перерывы, я перестаю видеть кадр. Смотрю в видоискатель, но не могу скомпоновать фотографию. Если вы читали мои отчеты о самостоятельных путешествиях, наверняка заметили, что к концу отпуска фотки получаются более красивые, чем в самом начале. Почему? Да потому, что в каждой поездке мы снимаем, в среднем, 1’500 кадров. При чем, каждый вечер мы копируем снимки на ноутбук и просматриваем, анализируем что не так, как данное фото можно было бы улучшить. И постепенно появляется способность: я точно знаю, как будет вышлядеть снимок еще до того, как достал фотоаппарат из фоторюкзака.

 

Мне нравится читать статьи и книги на английском языке. Все-таки, в иностранном сегменте Интернета гораздо шире выбор качественной литературы о том, как научиться красиво фотографировать. Так, мне стретилась статья, на которую я ссылался в начале данного фотоурока. Фотограф Рик Келлер (Rick Keller) рассказал об очень эффективном способе, как развивать чувство кадра, навыки построения композиции, используя «рамку кадрирования». Привожу фрагмент его урока фотографии, в моем переводе на русский язык:

Я пришел к выводу, что я не мог ясно написать просто статью, в которой рассказал про мои работы, снятые на пленку, без того, чтобы не описать сначала мой основной подход к фотографии – подход, лежащий в основе классического обучения, формирующий мой созерцательный процесс, объясняющий, как и почему я выбираю ту или иную композицию на снимке и, в конечном счете, определяющий последующий процесс печати фото. Тогда, и только тогда я мог бы чувствовать себя комфортно, посвятив себя написанию статьи о моих пленочных фотографиях. В данном эссе я кратко расскажу историю фундаментальных основ, до сих пор слегка недооцененную, концепцию выбора инструмента.

Сначала позвольте мне окунуться в небольшое философское обсуждение процесса, который многие фотографы в прошлом, настоящем и, надеюсь, будущем рассматривают, как критический шаг в построении снимка, называемый визуализация.  Визуализация – не является новой концепцией или технологией фотографии. Фотографы (начинающие, любители и профессионалы) используют ее каждый день, чтобы понимать свою работу и делать ее реальностью, использовать в соответствии с их собственным стилем, того, как они смотрят и интерпретируют мир.

Что такое визуализация фотографии?

Думаю, нет лучшего способа ответить на данный вопрос, чем поделиться серией цитат от, возможно, величайшего мастера фотографии всех времен Ансела Адамса.

«Визуализация – это сознательный процесс проектирования конечного фотографического снимка в голове фотографа перед тем, как сделать первый шаг, фотографируя объект наяву».

«Термин «визуализация» отправляет к целостному эмоционально-ментальному процессу создания фотографии, и она является самой важной концепцией в фотографии».

«Визуализировать изображение (в целом или его часть) означает увидеть его четко в голове перед тем, как нажать кнопку пуск, постоянное воображение от композиции снимка до конечного отпечатка». Визуализация более точно рассматривается, как подход на пути к фотографии…»

«Первый шаг на пути к визуализации и, отсюда, на пути к выразительной интерпретации – это обратить внимание на мир вокруг нас в терминах фотографического изображения. Мы должны исследовать, что лежит перед нашим взглядом, чтобы понять его значимость, сущность, форму, текстуру и взаимосвязь уровней тонов. Мы должны натренировать наши глаза быть более восприимчивыми».

«Я уверен, что лучшие фотографы всех эстетических взглядов «видят» их окончательный снимок каким-то образом перед тем, как снять его, может благодаря сознательной визуализации, а может – благодаря похожему интуитивному опыту».

Дорогие друзья-фотографы, по моему скромному мнению, данные утверждения кратко отражают суть одной из важнейших философий в теории фотографии. Господин Ансел Адамс описал и подробно проинструктировал процесс визуализации. Он считал ее сознательным, интуитивным и эмоциональным процессом, который начинается, как построение художественного образа в голове фотографа, преднамеренно и физически переводит в визуальное и материальное выражение такой конструкции. Несомненно, Адамс, вместе с движением, называемым Группа f/64, сделали многое для превращения фотографии из живописного содержания объекта на фотографической бумаге в модернистскую форму фотографического искусства, характеризуемого подчеркиванием композиции, детализацией, формы и текстуры.

Конечно, в своих книгах Адамс пишет намного больше о том, что такое визуализация и серьезно концентрируется на оценке структуры, формы, и также о технических манипуляциях инструментами печати, конечного продукта визуализации. Уже десятилетия, с тех пор как Адамс положил основу своей философии и помог фундаментально превратить фотографию в настоящее, уважаемое искусство, фотографы продолжают использовать этот подход в соответствии с их системой убеждений, многие даже на осознают, что используют данный метод. Другие, увлеченные фотографы, без сомнений, сопротивляются этому процессу, особенно, делая первые осознанные и осязаемые шаги в переводе изображения из головы на матрицу фотоаппарата, называемый формированием комопзиции.

Как объясняет Адамс в своих книгах, процесс визуализации может даваться легко и непринужденно одним фотолюбителям, а другим, наоборот, потребуются годы тренировок и практики, перед тем, как они смогут им совладть и контролировать его. Процесс осознания и видения изображения в мозгу, распознования и ощущения его физического и/или эмоционального значения, манипулирование физичискими инструментами в процессе достижения фотографом формирования окончательной картинки, представляет собой крайне важный художественный и технический аспект, пронизывающий уроки Адамса и удерживающий историческое и практическое значение в течение 30 лет со дня его смерти.

Как многие из нас уже поняли и согласились, Ансел Адамс был несравненным фотографом-пейзажистом, страстным любителем природы и чемпионом системы национальных парков США. Также он выполнял некоторые превосходные работы в стиле натюрморт и портрет. Данный интерес Адамса к фотографии, его стиль и подходы, процесс визуализации ясно представляют его самого, как страстного фотографа, одного из тех, кто получал удовольствие в стремлении за неторопливым подходом формирования изображения в голове, переводя его в видимое изображение, и далее на печать.

Все это доказывает, что фотограф обладал двумя качествами: видением и чувством кадра. Для тех фотолюбителей, кто не снимает пейзажи, архитектуру, натюрморт или портреты, чей интерес заключается в съемке подвижных объектов, когда нет времени остановиться и задуматься, я аргументирую тем, что чистая концепция визуализации остается релевантной и для ваших случаев, как и для любого другого жанра фотографии.

С тех пор, как 80 лет назад Адамс отправился в свое долгое путешествие в фотографию, в мире произошли значительные социоэкономические и технологические изменния, полностью поменявшие его. По отношению к преимуществам, появившимся в фотографии, Адамс комментировал некоторые из этих изменений и благосклонно о них отзывался, например, об уровне автоматизации камер, о ранних стадиях изобретения цифровых фотоаппаратов, он проявлял интерес и говорил, что за такими нововведениями большое будущее.

За последние 30 лет фотографическая техника совершила большой скачок вперед. Камеры умеют многое. Но, к сожалению, забылись некоторые важные аспекты обучения искусству фотографии. И сейчас, в 2015 году, процесс визуализации снимка играет не меньшую роль, чем во времена пленочного фото. Без навыков перевода своего видения в снимок, создания и анализа композиции, построение осмысленной фотографии невозможно. Надеюсь, что большинство моих товарищей по увлечению, молодых и старых, любителей и профессионалов, приверженцев аналоговой и цифровой техники, согласятся со мною.

В наши дни интересные и впечатляющие преимущества современных фотоаппаратов, технологий производства объективов, могут, как это ни парадоксально, иметь и обратный, негативный эффект на визуализацию. Например, автоматизация (фокусировка, экспозамер, возможность увидеть готовое фото незамедлительно) определенно имеет свои преимущества и применения. Но я рассматриваю ее, как один из примеров случаев, когда «лучшее – враг хорошего» в фотографии (это – тема для другой статьи).

Автоматизация потенциально может блокировать субъективный и креативный психологический настрой и неблагоприятно воздействовать на процесс оценки композиции и создания кадра в голове. Растущая, волнующая тенденция любителей и профессиональных фотографов тратить их ментальную энергию (не говоря уже о с трудом заработанных денежных средствах и накоплениях) на граничащее с безумием обсуждение технических характеристик, как например, скорость автофокуса и его точность, скорость работы микропроцессора, емкость буфера, количество линий на дюйм, MTF-графики, шумы матрицы, пикселизация (список видится бесконечным) выглядит контрпродуктивно, они отвлекают от того, что делает фотографию шедевром.

Сейчас, следуя на поводу у общественности, наметилась тенденция меньше тратить времени, или, что значительно хуже, меньшего интереса к созерцанию, к созданию осмысленной композиции. В наши дни, откроете ли вы фотографический журнал, учебник, посмотрите ли передачу или почитаете специализированные форумы, вы увидите, что почти не обсуждается, о чем думал фотограф, выстраивая свою фотографию, какие законы заставляют работать ту или иную композицию в кадре, как ее можно было бы улучшить. И даже, если такие комментарии встречаются, то очень быстро они скатываются к обсуждению технических настроек при съемке.

Еще раз, я не говорю, что соверменные фотографы не компетентны или они не используют визуализацию повседневно. Опытные, талантливые фотолюбители применяют этот прием каждый день. Проблема, на мой взгляд, в том, что обсуждение любого впечатляющего фото быстро переходит к деталям камеры, которой оно было снято, объектива, примененного при съемке. Но не нужно забывать и о художественном видении кадра, и о влиянии креативности фотографа, навыков композиции, манипуляции светом.

Без понимания фундаментальных основ создания сильной, взаимосвязанной композиции (внутренне распознаваемые формы, их комбинации, порядок расположения, кадрирование, взаимосвязь), фотограф не сможет достичь его целей. И неважно, насколько дорогой и продвинутой камерой он владеет. Перекос в сторону техники наносит ущерб визуализации и тормозит рост навыков фотолюбителя.

Я утверждаю, что самое большое пространство для улучшения качества фотографий лежит в области тренировки видения фото, умения составить композицию. Признаюсь, я сам, в начале своей карьеры, стал жертвой этой «черной дыры», но мне посчастливилось из нее выбраться…

Что же, с таким введением в историю концепции визуализации и кратким обсуждением современных проблем, стоящих перед начинающими фотографами, давайте приступим к обсуждению очень простого, недооценненного и, возможно, забытого инструмента для облегчения визализации, который улучшит ваши навыки композиции. За годы своего увлечения фотографией я пришел к выводу, что выдающийся снимок можно получить, соединив три составляющие: художественное видение, свет и навыки фотографа. Главным образом, я пришел к такому выводу через множество попыток и анализ своих работ, опыт, изучение классических техник, анализирование работ великих мастеров. 

Как я попробовал на практике научиться применять визуализацию фотоснимка

Меня статья, примеры снимков так впечатлили, что я сразу же решил поробовать на себе, приемы в ней описанные. Сначала сделал рамку из плотной черной бумаги.

На дворе – 2-е мая 2015 года. Прогуляемся по центру Екатеринбурга с нашим «бумажным фотоаппаратом». Уже с первых кадров мне удалось почувствать всю мощь предлагаемой техники визуализации.

Фото 1. Уроки фотографии для начинающих. Как увидеть красивый кадр

Фото 1. Уроки фотографии для начинающих. Как увидеть красивый кадр

Обычно мы идем, смотрим по сторонам, видим красоту окружающего мира, но передать ее на снимке не так-то просто. И не сразу понятно, что войдет в кадр, будет ли правильной композиция.

Теперь же, я просто вытягиваю вперед руку и вожу рамкой до тех пор, пока не увижу красивый кадр.

Фотография 1а. Рамка визуализации позволяет рассмотреть снимок, выстроить композицию

Фотография 1а. Рамка визуализации позволяет рассмотреть снимок, выстроить композицию

Вот пейзаж Верх-Исетского пруда в центре Екатеринбурга.

Фото 2. Как научиться фотографировать красиво? Нужно тренировать видение кадра

Фото 2. Как научиться фотографировать красиво? Нужно тренировать видение кадра

А вот – способ кадрирования рамкой визуализации.

Фото 2а. Урок фотографии по использовании рамки кадрирования

Фото 2а. Урок фотографии по использовании рамки кадрирования

Поскольку на ветру бумага изнибается, пришлось вернуться домой и усовершенствовать конструкцию. Теперь я взял лист плотного картона (с обложки старой книги) и обмотал его черной изолентой. К слову, размеры моего приспособления: отверстие 11*17 см пропорционально полнокадровой матрице 36*24 мм, ширина рамки – 4 см. Можно использовать белый цвет, но автор статьи советует чёрный, чтобы не отвлекаться от объекта съемки.

Фотография 3. Если вы можете видеть кадр, не используя рамку или пальцы, могу вам позавидовать

Фотография 3. Если вы можете видеть кадр, не используя рамку или пальцы, могу вам позавидовать

Фото 3а. Построение композиции. Визуализация

Фото 3а. Построение композиции. Визуализация

У подземного перехода на Плотинке, как всегда, старики играют в шахматы.

Фотография 4. Шахматисты у Плотинки. Как научиться фотографировать

Фотография 4. Шахматисты у Плотинки. Как научиться фотографировать

Фото 4а. Наверное, предыдущий вариант, все таки, смотрится лучше, поскольку там на снимке передана атмосфера: старики играют в шахматы на воле.

Фото 4а. Наверное, предыдущий вариант, все таки, смотрится лучше, поскольку там на снимке передана атмосфера: старики играют в шахматы на воле.

Вот памятник писателю П.П. Бажову, автору сказок про Хозяйку медной горы.

Фото 5. Уроки фотографии для начинающих. Учимся видеть кадр. Памятник Бажову

Фото 5. Уроки фотографии для начинающих. Учимся видеть кадр. Памятник Бажову

Фотография 5а. Пример кадрирования

Фотография 5а. Пример кадрирования

На центральной площади уже поставили кресла для зрителей Парада Победы. Здесь – тот случай, когда оригинал смотрится явно лучше, чем кадрированный вариант. Но ведь так и в обычной жизни фотографа!

6. Ритм в фотографии. Тренируемся видеть кадр.

6. Ритм в фотографии. Тренируемся видеть кадр.

6а

Сколько себя помню, на площади 1905-го года под памятником Ленину собираются коммунисты. Мечтают вернуть былое.

Фото 7. Компартия. Нужно уметь вычленить главное.

Фото 7. Компартия. Нужно уметь вычленить главное.

7а

На улице Вайнера можно снять стандартный кадр с витринным персонажем. Жаль, смартфон мой тормозил и не получилось скомпоновать композицию, когда мужчина – слева, модель на весь экран – справа. Я сделал около 20-ти кадров, но так и не попал. Но, задумку вы поняли…

Фотография 8. Курсы фотографов. Рамка визализации позволит выбрать лучший кадр

Фотография 8. Курсы фотографов. Рамка визализации позволит выбрать лучший кадр

8а

Вот еще один пример съемки витрины с использованием рамки визуализации.

9. Видите фотографию на этом кадре?

9. Видите фотографию на этом кадре?

9а. Так кадрировать лучше?

9а. Так кадрировать лучше?

9б

Вообще, пешеходная улица – рай для стрит-фотографии.

10. Стрит-фото на Вайнера

10. Стрит-фото на Вайнера

Вы видите кадр на следующем снимке? Я нет…

Фото 11. Уроки фотографии для новичков. Иногда заметить хороший кадр бывает трудно.

Фото 11. Уроки фотографии для новичков. Иногда заметить хороший кадр бывает трудно.

Теперь включаем наш картонный фотоаппарат и кадр вырисовывается сам собой.

Фото 11а. Но если потренироваться, то будет легче искать красивые виды для фотографии

Фото 11а. Но если потренироваться, то будет легче искать красивые виды для фотографии

Еще одна фотография. Сначала в ней нет никакого смысла.

Фотография 12. Слишком много всего в кадре. Не видна суть...

Фотография 12. Слишком много всего в кадре. Не видна суть…

Но, как только включаем видение кадра, получаем небольшую историю в одном снимке: «Помощь зависимым жертвам полиции».

Фото 12а. Уроки фотографии для новичков. Такой вариант, мне кажется, становится историей в кадре и смотрится интереснее.

Фото 12а. Уроки фотографии для новичков. Такой вариант, мне кажется, становится историей в кадре и смотрится интереснее.

Эх, нужно было еще дождаться, когда гаишники остановят этого мотоциклиста.

Как и во многих странах мира, в Екатеринбурге мосты подверглись нападению не совсем нормальных людей.

13. Уроки фотографии для начинающих. Как тренировать видение кадра

13. Уроки фотографии для начинающих. Как тренировать видение кадра

13а. Вычленим детали.

13а. Вычленим детали.

А вот, как тренировка видения кадра помогает снять историю соседства старины и модерна.

Фото 14. Если тренировать видение кадра, построение композиции каждый день, результаты не заставят себя ждать.

Фото 14. Если тренировать видение кадра, построение композиции каждый день, результаты не заставят себя ждать.

Фотография 14а. Вариант построения фотокомпозиции

Фотография 14а. Вариант построения фотокомпозиции

Попробуем усложнить задачу построения снимка. Видите кадр в этом хаосе?

15. Трудно выделить что-то на этом снимке?

15. Трудно выделить что-то на этом снимке?

Может так?

15а

15а

А если перевести изображение в черно-белый режим?

15б

15б

Не идеал, в данном случае, но ход мыслей, думаю, понятен.

Самое высокое сооружение в Екатеринбурге – недостроенная телебашня высотой 219,25 метра.

16

16

16а

16а

17

17

17а

17а

На Плотинке можно покататься на лошадях.

18

18

18а

18а

Или сфотографировать графичный минимализм с голубями.

19

19

19а

19а

С помощью рамки кадрирования можно увидеть неплохой кадр даже в рекламном плакате.

20

20

20а. Тренируемся видеть кадр и вычленять главное.

20а. Тренируемся видеть кадр и вычленять главное.

Давайте еще посмотрим пример, как рамка визуализации позволяет вычленить объект в кадре.

21. Как можно скомпоновать фотографию?

21. Как можно скомпоновать фотографию?

21а

21а

В черно белом варианте легче рассмотреть абстрактный рисунок, образованный сучьями на дереве.

21б

21б

Если почитать советы по съемке портретов, можно встретить рекомендацию не всегда стараться поместить в кадр лицо фотомодели полностью. Иногда, можно еще плотнее кадрировать снимок. Вот мои пробы.

23

23

23а

23а

23б

23б

Конечно, в настоящей жизни мы видим картинку иначе, чем в рамках видоискателя фотоаппарата.

24

24

24а

24а

Мне, кстати, нравится фото, в котором в кадре присутсвуют люди. Она содержит что-то в контексте.

24б

24б

Используя рамку визуализации, легче вытделить важную часть.

25

25

25а. Визуализация в фотографии.

25а. Визуализация в фотографии.

Храм на крови уже появлялся в моем уроке фотографии для начинающих фотографов. Там, где мы учились выбирать правильно выдержку, диафрагму и светочувствительность. Пусть еще раз послужит благородному делу.

26

26

26а

26а

27

27

27а. Тренируемся делать акцент на главном в фотографии. Уроки для новичков.

27а. Тренируемся делать акцент на главном в фотографии. Уроки для новичков.

28

28

28а

28а

Развив видение кадра, мы можем снять настоящую картину из простого лопуха.

29

29

29а

29а

Ну, портреты мне никогда не давались.

30

30

30а

30а

А в данном случае еще за спиной стояла очередь из желающих сфотографироваться на стулике.

Вот дверь в кладовку Папы Карло из сказки про Буратино.

31

31

31а

31а

И, наконец, еще один вид на Верх-Исетский пруд в Екатеринбурге.

32

32

32а

32а

Заключение к уроку фотографии о развитии навыков видения кадра

Данный фотоурок я назвал бесценным, потому что уверен, что такой простой прием поможет значительно продвинуться на пути к созданию высокохудожественных снимков. И пускай сегодня я не наснимал шедевров, но путь, которым следует идти, я нашел.

Некоторые фотографы могут сказать, что они делают тоже самое, но глядя в видоискатель камеры. У меня два возражения, основанных на опыте использования рамки кадрирования.

Во-первых, фотоаппарат в руках накладывает некоторые границы на свободу творчества: камера тяжелая, ее не всегда охото лишний раз включать и выключать, всегда хочется быстрее нажать на спуск. А в моем случае – просто поднял руку и выбрал кадр, ни о чем не волнуясь.

Во-вторых, сколько кадров мы сделаем, прогуливаясь вечером с фотоаппаратом? Ну, сто штук. Пусть – двести… А я, за вечер, «снял», может, тысячу! Поднял рамку – готово! Не нужно мучиться с копированием снимков на компьютер, удалением мусора.

Автор, предложивший использовать рамки визуализации пишет, что всегда носит их в фоторюкзаке. Когда он снимает пейзажи, он не достает фотоаппарат до тех пор, пока не увидит хороший кадр с помощью рамки.

Мы вчера с женой целый день провели в лесу. Ездили в поход выходного дня на Чертово Городище в окрестностях Екатеринбурга. Знаете, какой неожиданный результат использования визуализации? Обычно, с такого путешествия я привожу пару сотен фотографий. Вчера же, я снял не больше трех десятков. И все потому, что, глядя через мой «картонный видоискатель», я понимаю, что в данной позиции, в конкретном месте не получится снять интересный кадр и зря не фотографирую.

Литература для развития навыка построения композиции

Под конец нашего урока фотографии нужно отметить, что для успешной тренировки видения кадра мы должны четко понимать правила и законы композиции. Нужно прочитать, хотя бы, статьи в Интернете на эту тему. А лучше – хорший учебник.

Я рекомендую, во-первых, уже известную нам «Беседы о фотомастерстве» от Лидии Дыко. Есть у неё еще «Основы композиции в фотографии». Только ищите то издание, где примеры снимков — не в конце учебника, а размещены по ходу повествования.

Очень неплохо написана книга для фотожурналистов, изданная 19 апреля 1941 года (за два месяца до Войны!!!). Автор С. Морозов. Называется учебник: «Композиция в фоторепортаже». В ней опубликовано много примеров снимков с пояснениями, как работает связь между объектами в кадре. В конце – задания для самостоятельных занятий.

Если вы можете читать по-английски, то вот два толковых учебника для фотографов.

  • Michael Freeman. The Photographer’s Mind: Creative Thinking for Better Digital Photos. (Фотографическая психология. Креативное мышления для лучших цифровых фотографий). Автор говорит: «Если вы фотографируете осла, то это будет фото животного, снимаете мальчика – портрет человека, дом в горах – архитектура. А нужно фотографировать историю взаимотношений этих объектов, историю про них». И в книге подробно рассказывается, как снимать так, чтобы получалась история.
  • Trey Ratcliff. Composing the Photo: Creating Order from the Chaos (Компонуя фотографию. Создание порядка из хаоса).

Такой вот фотоурок для начинающих фотографов у меня получился. Когда в комментариях к статье с примерами снимков, снятых на Nikon D5300 я писал, что для того, чтобы научиться красиво фотографировать, не нужна ни зеркалка, ни даже – мыльница, достаточно сотового телефона, не все со мною соглашались. Теперь беру свои слова обратно: чтобы научиться фотографировать шедевры не нужен даже смартфон, достаточно, лишь, картонки и мотка черной изоленты за 45 рублей.

P.S. Если считаете, что время на написание данного урока фотографии я потратил не зря, то было бы здорово, если бы вы поделились ссылкой на него в социальных сетях. Нужно же как-то сайт продвигать… Спасибо!

Kak nauchit'sja fotografirovat' krasivo.
Фотоурок, в котором подробно обсуждается, как научиться делать технически качественную фотографию, что такое выдержка, диафрагма и светочувствительность.
Fotourok o tom, chem otlichajutsja polnokadrovye fotoapparaty ot KROPnutyh, chto takoe jekvivalentnoe fokusnoe rasstojanie i kak ono vlijaet na geometriju kartinki.
Фотоурок о том, чем отличаются полнокадровые фотоаппараты от КРОПнутых, что такое эквивалентное фокусное расстояние и как оно влияет на геометрию картинки.
Uprazhnenie 600 shagov ia vypolnial s bezzerkalkoi Sony A6000 KIT 16-50mm f 3 5-5 6 v rukakh Esli ne znaete chto fotografirovat postupaite po printsipu chto vizhu to i snimaiu Opisanie obrabotki snimkov.
Упражнение «600 шагов» я выполнял с беззеркалкой Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 в руках. Если не знаете что фотографировать, поступайте по принципу «что вижу, то и снимаю». Описание обработки снимков.
Statia s naborom zadnii dlia nachinaiushchikh fotografov pozvoliaiushchikh trenirovat tekhnicheskie i tvorcheskie navyki Urok pomozhet nauchitsia snimat velikie fotografii Primery foto na Nikon D40 Nikon 35mm f 1 8G.
Статья с набором задний для начинающих фотографов, позволяющих тренировать технические и творческие навыки. Урок поможет научиться снимать великие фотографии. Примеры фото на Nikon D40 + Nikon 35mm f/1.8G.
Kak iz serii kadrov sozdat fotoistoriiu rasskazyvaetsia v state pro sieemku fotoreportazha Po kakim pravilam stroitsia rasskaz Kak vliiaiut na vospriiatie snimka raznye plany v fotografii.
Как из серии кадров создать фотоисторию рассказывается в статье про съемку фоторепортажа. По каким правилам строится рассказ. Как влияют на восприятие снимка разные планы в фотографии.
Fotourok o tom, chem otlichajutsja polnokadrovye fotoapparaty ot KROPnutyh, chto takoe jekvivalentnoe fokusnoe rasstojanie i kak ono vlijaet na geometriju kartinki.
Фотоурок о том, чем отличаются полнокадровые фотоаппараты от КРОПнутых, что такое эквивалентное фокусное расстояние и как оно влияет на геометрию картинки.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 96

  1. Владимир:

    Очень и очень спорно, скажу я вам. Для стрита — вообще не применимо, стрит — это пойманное мгновение. Его невозможно рамочкой увидеть. Можно кадрировать после съёмки, но никак не во время. Детали архитектуры? Берите чуть шире, имея на борту 24 МП можно вырезать ВСЁ. Пейзаж? Портрет?
    Очень спорно.

    • Сергей Лахардов:

      Владимир, мы много раз обсуждали с Михаилом Карякиным, с которым в один день купили Nikon D5100 в 2011 году тот факт, что поначалу при обработке приходилось кропить, практически, каждый снятый кадр. Иногда вырезали до 50% снимка. Но вот уже года два ни я, ни Миша не обрезаем снимки и очень редко ровняем горизонт. Т.е., уже во время съемки мы видим конечный кадр и фотографируем так, что потом не приходится дорабатывать по данным признакам фотографию.

      Я думаю, что это — результат полученного опыта, который приходит с каждым отснятым кадром. Технология визуализации, описанная в данном уроке фотографии позволяет «сфотографировать» за короткий срок в десятки раз больше «кадров». И, соответственно, навык придет быстрее.

      Согласен, что визуализация неприменима для стрит-фотографии, если сначала посмотреть в рамку, а потом достать фотоаппарат и снимать. Но, если задаться целью натренировать навык видения кадра, то фотоаппарат оставляем дома и неделю ходим по улицам, «тычем» рамкой в людей. Тогда мы очень быстро научимся видеть кадр.

      Съемка архитектуры? У меня лично проблема состоит в том, чтобы красиво показать здание. Не просто «щелкнутЬ» и потом обрезать. А выбрать выигрышный ракурс, определить, что будет на переднем плане, на среднем. Я не умею снимать архитектуру. Более-менее доволен съемкой улиц в городе Ротенбург-на-Таубере (см. отчет в разделе «Самостоятельные путешествия», Германия). Во многих других фотографирую «дом», но не «его историю». Поэтому для этих целей, как раз, рамка очень пригодится. Дело не в 24 пикселях, а в том, чтобы показать объект съемки красиво.

      • Владимир:

        Сергей, дорогой. Невозможно научить прекрасному. Можно только развить существующий талант. А можно заучить насмерть догмы — как надо «правильно». 🙂
        Это — как пианист. Играть на фортепьяно умеет каждый выпускник музыкальной школы. Но не каждого приятно слушать.

      • Сергей Лахардов:

        Владимир, я назвал эту статью «урок фотографии», т.е. она предназначена для тех, кто хочет научиться фотографировать или улучшить свои навыки. Сотни тысяч людей покупают фотоаппараты, зеркалки и мыльницы, продвинутые смартфоны, чтобы была возможность запечатлеть мгновения. Кому-то нравится тот результат, который у них получается сейчас, кто-то хотел бы его улучшить.

        Не вижу смысла запрещать людям стараться улучшить свои навыки. Единственный способ научиться красиво фотографировать — тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Согласен, что не каждый обладает талантом, но постоянно занимаясь он достигнет довольно высокого уровня.

        У меня тоже есть аналогия, но она связана со спортом. Представим, что один мальчик родился безумно талантливым футболистом. Его талант в сто раз выше, чем у Пеле и у Марадоны. Но он ни разу не играл в футбол, родители отдали его в музыкальную школу учить сольфеджио. А другой парень появился на свет совершенно без каких либо способностей к футболу, но его с малых лет отдали в спортивную школу и он по 10 часов в день бегает с мячом.

        Представьте, их вывести на поле и предложить сыграть матч. Даю 1000 к 1, что бездарный спортсмен, тренировавшийся годами будет в сто раз лучше играть, чем талантливый соперник.

        Так и в фотографии, если мы будем заниматься, мы повысим свой уровень. Мы, может, никогда не станем Васнецовыми и Шишкиными, но фотки будут выше уровнем. Мой блог прочитало уже около 300’000 человек. Я слежу за творчеством многих моих читателей и вижу, что за 2 года, что я их знаю, многие сделали рывок в фотографии. Все потому, что они постоянно занимаются.

        Мне самому многие, наверное, хотят сделать приятное и говорят, что сейчас мои фотки лучше, чем были в 2013 году, когда я начал вести блог. Хочется верить, что они не льстят и это так. 🙂

      • Виталий:

        Соглашусь с тем, что рамка действует иначе, чем взгляд в видоискатель, особенно, черная. Простыми словами: с рамкой ты просто не паришься. Тебе ничего не мешает, ты не думаешь про настройки камеры — ты поглощен тем, что внутри рамки, ищешь внутри нее то, что тебе хочется рассказать. Ты видишь мир абсолютно таким, какой он есть, но, в то же время, по-своему, внутри рамки.

        Когда в руках эта рамка, твой творческий гений словно обретает свободу. Но, если ты учишься подобному с видоискателем, то сразу начинается: «Ой, а вдруг тот дедуля смажется, ведь он быстро идёт, надо сделать выдержку короче. Ой, а что так темно — я больше не могу позволить открыть диафрагму, придётся поднимать светочувствительность».

        Ну, а дальше ты вообще находишь это всё тупой идеей. Тренируясь с рамкой, ты сначала видишь композицию, а уже потом думаешь, как сделать её хорошей с технической стороны.

        • Сергей:

          Виталий, Вам удалось очень точно сформулировать преимущество рамки кадирования: она позволяет сконцентрироваться на композиции, не отвлекаясь на технические детали съемки. Спасибо!

          Честно говоря, я удивлен судьбой этой статьи: когда писал, был уверен, что она вызовет фурор у читателей. По факту, не так уж много людей с ней соглашаются. До сих пор я вижу, что ссылкой на неё делятся в социальных сетях с комментарием: «Не согласен с автором, но может кому пригодится».

          Как она может не пригодится, если она даёт простой алгоритм, как научиться фотографировать? И проверить эффективность проще простого: смотрим перед собой и пытаемся построить кадр в уме. Затем выставляем вперед две руки, указательным и средним пальцами составляем рамку и формируем кадр. Быстро!

          Отличие рамки кадирования лишь в том, что она чёрная (не отвлекает взгляд) и соотношение сторон у неё, как у фотоаппарата.

          Научиться делать профессиональные снимки можно лишь одним путем: фотографировать как можно больше. Рамка кадирования позволяет «снять» больше кадров, чем на телефон или фотоаппарат, а значит, быстрее развить навыки видения кадра.

  2. Галина:

    Знаешь, Сергей, ты прав… И не прав одновременно. Вот я начинала получать фундаментальный курс профессиональной фотографии от Нью-Йорского института фотографии. Первое, что предлагалось -тема «Взгляд фотографа». Объяснялось, какая фотография считается хорошей, правильной: 1) Сразу виден главный объект; 2) Всё внимание сосредоточено на главном объекте, как-то выделено техническими средствами камеры (ну ты-то поймёшь, о чём речь: размытие фона, проводка, динамика и т.д. и т.п.); 3) Имеет простую и ясную композицию.

    Фотографии при соблюдении этих принципов, безусловно, станут лучше, интересней… Та же Лидия Дыко приводит примеры правильных фотографий, но не «цепляющих». Я понимаю, тебя мучает вопрос, как снимать не просто правильно технически, а чтобы фотография имела бОльшую составляющую… Душу… Приближалась к шедевру… Эх, кто этого не хочет! И приём с рамкой поможет улучшить техническую составляющую и приблизит к хорошей, правильной фотографии. И практика, безусловно, улучшает взгляд фотографа.

    Но … Всё остальное или дано, или близко… Но, всё-таки, ускользает. Очень субъективные вещи: музыка, картины, фотографии,кино… Мы, всё равно, оцениваем нравится, не нравится… Я рассматриваю иногда фотографии… ну, там «лучшая недели». Победители такого-то конкурса… Ну перечислять-то долго… И ловлю себя на недоумении: а чем она лучшая? А почему эта фотография победила? А зачем это снимали?

    Не было у тебя такого? Ты, в любом случае, молодец! Ищешь пути развития, совершенствования… А это — и есть счастье, путь к цели… Мы каждый идём своим путём, лишь бы радость и удовлетворение приносил наш путь. Так ведь? Спасибо за статью… Что-то тоже зацепило. Рамку, может, не кинусь делать, но плотнее кадрировать потренироваться надо.

    • Владимир:

      Именно: нравится, не нравится. Очень субъективно. Это — не математика и не бег на 100 метров. Где 9,8 — плохо, а 9,76 — чемпион. А рамка… Это — путь в тупик. Я хожу по городу объективом Nikkor 16-85. Угол зрения на 16 мм — один, на 85 мм — совершенно иной. Мне что, носить набор рамок? Или впереть на камеру 35-ку и всё?

      • Сергей Лахардов:

        Владимир, частично ответ ниже. Глядя через рамку, я могу определить, с какого ракурса мне снимать и обрезать или нет руки. Все тоже самое, как при наблюдении через видоискатель, только разница в мобильности: 1) поднял тяжелую камеру, снял крышку объектива, начал смотреть в видоискатель, попутно думая, как бы не споткнуться и т.п. 2) Поднял рамку и посмотрел.

        Вытянул руку — получил вид «как у телеобъектива», прижал к лицу — получил ширик.

        Нравится или не нравится — конечно, субъективно. Но, с большой долей вероятности, если фото снято по правилам композиции, оно большему количеству зрителей понравится.

        • Вячеслав:

          Трудно представить себя, ходящим с рамкой по городу. 🙂 Думаю, рамка больше подойдёт для людей нулевого уровня. Так же, рамкой можно обучать людей. Но самому лично, достаточно ходить с фотоаппаратом.

          Я хожу с Никон Д5100 и фиксом Никкор 35мм, как-то не сильно напрягает поднимать камеру. Тем более, при стрит-съёмке камера должна быть всегда наготове. Если уж фотоаппарат тяжел, то можно для обучения «видения» взять мыльницу или смартфон.

          • Сергей Лахардов:

            Вячеслав, свои аргументы я приводил выше. Могу добавить только: «Хорошо, урок полезен только для меня». И пока я не научусь снимать, как эта девушка, я — фотограф нулевого уровня.
            yulchonock.livejournal.com/65215.html

            И буду пользоваться рамкой, а случайные прохожие, которых я никогда не увижу больше не станут для меня препятствием. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Галина, данный урок не о кадрировании… Просто, я, все же, уже имею какой-то опыт и у меня не получилось оригиналы снять, как в жизни… Я имею ввиду, что «оригинальные фото» уже более менее скадрированы… Осталось только вычленить в них КРОП… В жизни, когда мы вертим по сторонам головой, не всегда удается сразу увидеть кадр…

      Видение, как я понял, у меня например, зависит и от того, как часто я снимаю, и еще от настроения. Вот, я оцениваю фотографии из отчета о поездке в Таиланд в 2015 году, как одни из лучших моих. И не только потому, что купил Nikon D610, но и потому, что поменьше косяков в построении кадра… Так вот, дойду до последнего дня путешествия — экскурсии в исторический парк Мыанг Боран (Муанг Боран) в Бангкоке. Мы приехали туда и были неприятно удивлены тем, что цена билета оказалась не 300 бат с человека, как мы рассчитывали, а 700 бат (по тому курсу 1400 рублей). Вот мы ходили и я ворчал: «Грабители! Как можно»! И не мог вообще увидеть кадр… Все фотки — на троечку… Правда, потом пошли в кафе, я выпил бутылочку пива и вдохновение нашло! 🙂

      Конечно, этот фотоурок — один из многих, которыми нужно будет заниматься. У Дыко они все перечислены. И я еще раз соглашусь, что если мы сравним двух фотографов (один талантливый, другой — бездарь), но которые оба занимаются изучением фотографии, то талант превзойдет конкурента. Но, и обычный человек, если он поймет, в каком направлении идти, уже сделает свои снимки лучше.

      По себе сужу. Когда приезжают знакомые из отпуска и показывают тысячу фотографий, на каждой из которых завален горизонт, торчит из ушей ветка и руки обрезаны по суставам, мне хочется встать и уйти. Если же, человек, хотя бы выровнял горизонт и обрезал чью-то руку, попавшую в кадр, то я точно досмотрю его снимки. Я не буду визжать от восторга, но впечатление будет благоприятнее. 🙂 Понятно, что это — техническая часть обучения фотографии. Но то же, касается и художественной, описанной в «Беседах о фотомастерстве».

    • Сергей Лахардов:

      Если говорить про победителей в конкурсе «Лучшая фотография» на Яндекс-Фото, то там такая ситуация, как с музыкой или литературой. Я считаю, что с художественной точки зрения, эстетики — имеет значение классическая музыка и литература. Но народу нравится попса (мне, кстати, тоже) и легкая беллетристика (я тоже ее почитываю). Но художественно ценными произведениями считаю романы Достоевского и Мамина-Сибиряка.

      Поэтому на Яндекс-Фото и побеждают песенки «Да, я такая, я жду трамвая»… Хотя художественно ценными должны были выиграть произведения Баха…

      На других ресурсах, например, 500px.com, такое, практически, не случается. В лучшие фото дня попадают достойные работы.

    • Александр:

      Да вот в том то и дело, что зачастую все идут на поводу у основ композиции, отключают мозг и включают технические моменты. Но фотография не ограничена данными правилами, фотография — это что-то большее, чем правила третей, симметрии, уравновешивания и так далее. Фотография — это душа фотографа. Ну это я так думаю. 🙂

      • Сергей Лахардов:

        Саша, я видел статьи с примерами фотографий, где законы композиции специально нарушались и фотки выглядели прекрасно. Но сделаны такие фото профессионалами. В случае обычного обывателя, как я например, нарушение правил фотокомпозиции чаще всего приводит к плачевному результату. 🙂

        • Александр:

          Наверно, я тебя огорчу, но даже при придерживании данных правил, порой, получается плачевный результат. Во всяком случае у меня точно. 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Честно говоря, я немного удивлен такой реакцией на этот урок. Вот, возьмем пример с постановкой голоса. Чтобы развить красивую речь нужно выполнять целый комплекс упражнений по развитию правильного дыхания, тренировке мышц губ и гортани: заниматься по нескольку часов в день в течение 6-ти месяцев и затем еще поддерживать достигнутый уровень.

            Одно из упражнений – чтение скороговорок вслух, с правильной артикуляцией. Так вот, один читатель сказал, что если ты не родился Левитаном, то и голос поставить не сможешь, поэтому и заниматься нечего. Второй – тренироваться можно, но нужно обязательно записывать свое произношение на диктофон.

            Я же утверждаю, что можно просто, в любой свободное время, делать упражнения, произносить скороговорки без всякого микрофона (просто, чтобы тренировать лицевые мышцы). И, если хватит силы воли, чтобы добросовестно исполнять все рекомендации, то через какое-то время наступит прорыв, положительный результат. Я точно это знаю, потому что у меня знакомая ходила на курсы постановки голоса и эффект стал заметен уже через две недели, через два месяца – невозможно было узнать ее голос. Да, она не стала Пугачевой или Эдитой Пьехой, но ее речь стала чёткой, голос – громкий и красиво окрашенный. Нужно было продолжать заниматься, но она забросила и все вернулось на круги своя. Но эффект был!

            Так и с тренировкой видения кадра. Будешь заниматься – будет результат. Будешь снимать время от времени, и фотки будут соответствующие. Рамка – позволяет не думать о технике, думать о том, как выбрать главное на фото.

            Кстати, хочу рассказать о реакции прохожих. Поскольку мне приходилось одной рукой держать рамку, другой – фотографировать на смартфон, то зрелище было необычное. На Плотинке в выходные много народу с зеркалками, а тут ходит дядька странный, выпячивает картонку и ее фотографирует… Одна тетка подошла и заглядывала через плечо, чтобы посмотреть, что у меня получилось. Две девчонки с зеркалками спросили, что это я делаю…

            В момент, когда я кадрировал фото №2 у меня не было телефона, только рамка. Тут подходит парень:
            — Вы фотограф?
            — … Да… Заметно?
            — Просто я работаю в телекомпании (какая-то питерская, я не помню) помощником режиссера. Мы в институте такой же метод использовали. Только смотрели не в рамку, а сквозь пальцы…

          • Александр:

            У меня реакция на урок положительная. Это — очень важная и нужная часть тренировки. С тобой согласен: нужны занятия. У меня на этот счет свое видение и свои мысли. Ведь, медведь научился ездить на велосипеде, а почему мы не можем чему-то научиться? Просто лень.

            Сам я создавал пальцами такую рамку и искал кадр. Иногда сейчас так тоже делаю, но редко. А надо бы каждый раз. Кстати, забавно со стороны смотрюсь, когда простую лампочку в комнате обрамляю пальцами. 🙂

            К слову говоря, нужно с тобой погулять по городу и также попрактиковаться. 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Практиковаться можно и одному. А погулять — нужно думать, чем заняться в выходные… 🙂 Чего-то до Больших притесов далеко ехать. 🙂 Может, в село Чусовое махнуть?

          • Александр:

            Ну, я к слову попрактиковаться. 🙂 Можно в Чусовое поехать. Я только за!

          • Сергей Лахардов:

            Саня, я своими глазами видел в Таиланде, что не только медведь, но даже слон может научиться кататься на велосипеде! 🙂

            Слоны научились кататься на велосипеде

          • Александр:

            Тем более! 🙂 🙂 🙂 Это я к тому, что кто-то считает, что нужно родиться Левитаном. 🙂

      • Виктор:

        Правильно. И еще: рамка — это маленькая часть. Самое главное — ракурс, как я считаю.

  3. Галина:

    Я никак не разберусь у тебя, где кнопки соцсетей? Под статьёй нет, вверху нет…Или я чего-то не вижу? Как продвигать? 🙁

    • Сергей Лахардов:

      🙂 Кнопки пока не работают. 🙂 Но можно скопировать ссылку в браузере и вставить в соцсетях, например в Одноклассниках или в Фейсбуке в «Поделиться ссылкой»… После переезда на новый шаблон, не могу поправить эти кнопки.

      Галина, спасибо за твое мнение! В обсуждениях и рождается истина. 🙂

      • Галина:

        Я поэтому и написала: прав и не прав. Развивать в себе навык «видения кадра», «взгляда фотографа» необходимо! Лучше, хотя бы технически, кадры станут однозначно. А вот приблизиться к художественной составляющей намного трудней…

        И очень знакомо про заваленные горизонты и ветки из головы! 🙂 По-другому стала относиться к фотографиям вообще, когда приобрела зеркалку, и к своим и к чужим. И настроение, вдохновение играет свою роль. Иногда при всех составляющих прочих условиях не получается ни одного кадра путного…

        Настраивай скорее кнопочки, лишние телодвижения не любит народ! 😛

  4. Павел Черталев:

    Сергей, идея с рамкой показалась очень интересной — и напомнила мне время, когда я фоткал все мыльницей без видоискателя: смотришь на картинку на экране — крутишь зум, кадрируешь, смотря на экран. Потом я поймал себя на мысли, что я тоже самое делаю смотря в видоискатель…

    Вот пытаюсь понять действительно ли даст эффект такая рамка? Или может мыльницу с собой таскать — она компактней. Так в чем же эффект? Кажется, это — что-то из области психологии… Ведь нужно перед попыткой снимка заморочиться, достать рамку, покадрировать. Может, такое действие побуждает тебя более внимательно подходить к кадрированию…

    Короче, пока не очень понимаю, даст это эффект или нет. Я около года снимал беззеркальной мыльницей, строя кадр по экрану, и не могу сказать, что добился больших успехов в композиции. Думаю, нужно попробовать. Может, для начала можно просто порекомендовать снимать в Liveview?

    • Сергей Лахардов:

      Павел, рамка — действительно, нечто подобное на режим Live View или на то, что мы делаем, глядя в видоискатель. Только, как я сказал выше, она придает больше мобильности и позволяет не думать о фототехнике, а размышлять о построении кадра.

      Тут нужно добавить, что я лично изредка, подспудно, пользовался этой техникой. Только я складывал две руки: указательными и большими пальцами образовывал рамочку и смотрел, а потом уж фотографировал. Правда, я делал так лишь время от времени. А рамка кадирования — инструмент для целенаправленных тренировок. Сейчас я перед тем, как выйти куда-то на прогулку, буду ее с собой брать. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Паша, чтобы рамка дала эффект, еще, конечно, нужно читать учебники, анализировать свои и чужие работы, те, что нравятся. Пытаться понять, почему вот это фото великого мастера цепляет, а вот это — нет.

      Деревянный дом можно построить, конечно, с помощью только топора и без гвоздей, но быстрее получится, если еще использовать пилу, молоток, рубанок, уровень и многие другие инструменты. 🙂

  5. Павел Черталев:

    Сергей, привет. У нас прошел фотокросс — и в этот раз мы его благополучно слили. Фотки выложил тут: fotki.yandex.ru/users/pchertalev/album/725776/
    Интересно твое мнение: за кого бы ты проголосовал. Ну и мнение форумчан заодно.

  6. Сергей Лахардов:

    Паша, я в восторге от всех работ! Именно такие упражнения и помогают развивать фотографическое видение, я уверен! Наверное, мне больше понравились фотки команды «Фотолюбители», и в частности их «Девочка на шаре». Но другие работы тоже впечатляют. Думаю, судьям было трудно принять решения. Молодцы все участники!

    • Павел Черталев:

      «Фотолюбители» — это моя команда. 🙂 Вот я пытаюсь это осмыслить что не так. Многие карточки мало лайков собрали. Например, мотоцикл команды КЕДЫ собрал на 10 больше голосов, хотя мой вариант мне кажется интереснее. Необъяснимая загадка, почему наш автопортрет собрал очень мало лайков. Что с ним не так… Короче, я в раздумьях.

      Еще странно, что наш Дали сильно уступил Дали команды КЕДЫ. Мой снимок технически довольно сложный, с настоящими часами в глазу, без фотошопа — проиграл. Не понимаю.

      • Сергей Лахардов:

        Паша, а насколько голосование было честным. На мой вкус ваш «Серый волк» намного более качественный, свет нормальный, атмосфера зловещая. У соперников мне эта фотка меньше нравится.

        Что касается Сальвадора Дали, то я в сомнениях: нравятся оба снимка. Но на Вашем отталкивающее впечатление производят красные вены на белке… Противно. Хочется быстрее закрыть фотографию. Возможно, следовало при обработке красную сеточку обелить…

    • Павел Черталев:

      Кстати, наша «Девочка на шаре», которая тебе понравилась, тоже существенно отстала от конкурентки команды КЕДЫ. 🙁

      • Сергей Лахардов:

        Мне понравилась больше ваша «Девочка на шаре», потому что это фото похоже на оригинал. Но концетуально у «Кеды» снимок, надо признать, интереснее.

  7. Константин:

    Доброго времени суток! Отличнейшая статья (как и все статьи-уроки Сергея). Польза от применения рамки несомненна, для начинающих — особенно. Применив рамку, можно увидеть наглядно, не доставая фотоаппарат, будущую сюжетную композицию. Хотя, может кому-то проще (и менее стеснительно по отношению к прохожим и т.п.) прикинуть будущую фотокомпозицию ручным способом.

    • Сергей Лахардов:

      Константин, этот урок — мое любимое дитя… 🙂 Раньше я уже неоднократно отмечал, что научиться снимать снимки неплохого технического качества можно за пару недель. А вот выработать навыки составления композиции быстро не получится. И, как в спорте: чем больше тренировок, тем быстрее получишь результат. Я уже говорил, что рамка кадрирования позволяет интесифицировать тренировки. 🙂 Удачных и красивых Вам кадров!

      • Константин:

        Сергей, вышесказанное Вами разделяю полностью. Что мне в применении рамки понравилось — это наглядность, визуализация сюжета, а край рамки перекрывает всё то, что не войдет в кадр. Именно широкий край позволяет сконцентрироваться на композиции.

        Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Ваш сайт — просто находка для меня.

  8. Виктор:

    Ерунда все это. Может, только для меня. Кадр можно сразу видеть. И еще: это — Ваши примеры. Из приведенных иллюстраций, да даже из любых, можно накадрировать целую кучу. Все зависит от видения самого фотографа, его настроения, если хотите, даже какого-то порыва в данный момент.

    С одной стороны Вы правы: можно научить медведя кататься на велосипеде. Но, это, все равно, будет неуклюжий водитель. Но лучше пускай уж неуклюжий, чем совсем ни какой.

    С последними переменами в нашем обществе безвкусица проявляется во всей красе и в фотографии — в том числе. Так что, учить прекрасному нужно, и очень нужно. Тем более, учеников больше чем достаточно становится.

    • Сергей Лахардов:

      Виктор, благодарю за отзыв о уроке фотографии для новичков! Не кажется ли Вам, что в утверждении «научить красиво фотографировать нельзя – ерунда, но фотограф, который пытался тренировать видение кадра – лучше, чем, когда он это не делал» существует некое противоречие? 😉

  9. Виктор:

    Да, и еще забыл. Кадрирование снимка — это самая малая часть при съемке, хотя — тоже очень нужный момент. С созданием многопиксельных камер позволяет в последствии откадрировать фотографии по всякому. Тем более, без ущерба к конечному результату.

    Самое главное, я считаю — выбор правильного ракурса при съемке фотографии. Посмотрите на свои даже примеры. Можно было намного интересней их снять, если Вы бы где-то отошли вправо или влево.

    • Сергей Лахардов:

      Нужно было мне данный инструмент назвать «рамка для тренировки построения кадра», поскольку он помогает не только научиться выбирать фотокомпозицию, но и, безусловно, правильный ракурс тоже.

      На Ваше замечание о том, что фотоаппараты с большим количеством пикселей матрицы помогают начинающему фотографу исправить огрехи, я замечу: «отчасти». Иногда помогает, иногда кадр уже не спасти. Когда я начинал фотографировать своей первой зеркалкой Nikon D5100, у меня, временами, обрезалось до 60% кадра. Года через два я стал снимать сразу готовый кадр, при постобработке приходится чуть-чуть равнять горизонт и немного обрезать края (и то, не всегда).

      А испорченный кадр часто невозможно спасти обрезанием. Вот гипертрофированный пример. У нас есть универсальный объектив Canon EF-S 18-200mm f/3.5-5.6 IS. Мы фотографируем портрет маленького мальчика на фокусном расстоянии 18 мм в полный рост. Потом решаем, что лучше мы обрежем крася кадра и сделаем лицевой портрет. Второй вариант: изначально снимаем фотографию на фокусном расстоянии 200 мм. Думаю, согласитесь, что эти два изображения будут кардинально отличаться, а крупнолицевой портрет на 18 мм, кадрированный из полного кадра будет мусором?

      Другой вариант: фотографируем пейзаж. Дорога уходящая по холмам вдаль. На заднем плане – гора. На 18 мм очень сильно удлиняется перспектива, горы вдали будут маленькими. На 130 мм перспектива сожмется: гора будет крупная. Если из первого фото вырезать гору, она не будет смотреться так же, как на втором. Я показывал такие снимки в уроке с примерами фотографий, снятыми на ширик Samyang 14/2.8 и телеобъектив Nikkor 70-300.

  10. Инна Синчук:

    Время от времени, возвращаюсь на Ваш сайт и очень жалею, что не успеваю следить за всеми изменениями и комментариями. Хотя, возможно, это и к лучшему, потому что всегда удаётся найти что-то новое.

    Вот и сейчас. Отличная статья! И, как новичок, обязательно возьму себе на заметку. Возможно, что опытные фотографы и умеют слёту хватать удачные кадры, а вот я, вернувшись из отпуска, не без грусти отметила, что ведь большинство фотографий — вода. Обрезать? Где-то да, можно, а вот дорисовать, доснять недостающий компонент постскриптум, так сказать, уже точно не удастся… 🙁 Поэтому попробовать безусловно стоит и я обязательно попробую.

    Спасибо Вам, Сергей, за то, что постоянно даёте толчок в направлении развития фотомастерства. Что ещё хотелось бы отметить, что на Вашем сайте всегда интересны не только статьи, подкреплённые фотографиями, примерами, но и комментариями. Комментарии и обсуждения раскрывают тему ещё глубже. Поэтому спасибо Вам и Вашим читателям тоже!

    • Сергей Лахардов:

      Инна, очень приятно слышать такие слова! Знать, что мои усилия не улетают в пустоту… 🙂 Большое человеческое Вам спасибо! 🙂 Конечно же, как Вы сами отметили, огромная заслуга того, что сайт интересен для читателя — участие вас, дорогие гости, в обсуждении животрепещущих для фотографов тем! Поэтому и всем, кто остался неравнодушен, выразил свое мнение — тоже спасибо! 🙂

      Чтобы Вам не было грустно, отмечу, что из последнего отпуска я привез 1908 фотографий, а оставил только 350 штук. Если ответить искренне, от всего сердца, следовало еще 100-150 снимков удалить. Итого: 200 фоток из 2000, т.е. 10% фотографий у меня получаются нормальными. 🙂 Не вешайте нос и держите хвост пистолетом! 🙂

  11. Елена:

    Сергей, огромное Вам спасибо за урок. Я пока новичок в фотографии, для меня эта информация очень полезна, даже в голову не приходило, что можно так попробовать. Хочу сказать, что Ваш сайт очень полезен и нужен, в Интернете много информации, но замучаешься выбирать что нужно, а что — нет. А Вы излагаете все доступным и понятным языком, и то — с чем действительно сталкиваемся. 😉

    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Елена! Наверное, уже мне пора называть свой сайт: «Фотошкола онлайн для новичков»! 🙂 Большое спасибо за Ваш отзыв. Сам — начинающий фотограф, поэтому хорошо понимаю, что нужно рассказать таким же новичкам. Вот и получается интересно. Ну, уже неоднократно отмечали многие мои гости, что для повышения навыков нужны тренировки. В обсуждениях конкретно этого урока фотографии я уже подчеркивал, что рамка позволяет занятия интенсифицировать.

      Удачных Вам снимков!

  12. Юлия:

    Сергей, как рассчитать размеры для кроп-матрицы Canon 70D? Заранее спасибо!

    • Сергей:

      Юлия, Вы имеете ввиду размеры рамки кадрирования, чтобы они были пропорциональны КРОП-фактору Canon 70D? Ну, если матрица у Вашего фотоаппарата имеет габариты 22.50 мм x 15.00 мм, то можно размеры отверстия в рамке сделать 11*7,5 см, плюс ширину самой рамки 5 см…

      Но это же не принципиально, чтобы соотношения сторон были точно такими же. Всё, что даёт рамка — это помогает «прочертить» границы кадра, отсечь то, что не войдет в него. Когда мы смотрим на какой-то пейзаж, без тренировки начинающему фотографу трудно представить, как он будет выглядеть на фотографии. Рамка позволяет быстро дать такое представление.

      • Юлия:

        Я согласна с вами. Спасибо за отличный совет! И ждём ещё новых учебных материалов.

  13. Павел:

    Приветствую! Благодарен за статью о том, как научиться видеть хороший кадр! Буду пробовать!

    Еще, на мой взгляд, эту рамку может заменить обычный смартфон. Что думаете?

    Спасибо! С уважением, Павел.

    • Сергей:

      Здравствуйте, Павел. Конечно, рамку кадрирования заменит и смартфон, и частая съемка на фотоаппарат, как мы обсуждали выше в комментариях, и просто скрещенные прямоугольником пальцы рук. Честно говоря, я в последнее время просто «фотографирую взглядом». Т.е. иду я, например, по улице без камеры и телефона, смотрю по сторонам и представляю, как бы я хотел снять тот или иной сюжет, куда нужно расположить главный объект, где должны быть границы кадра, куда должны вести взгляд зрителя направляющие линии, как строить цветовую схему и т.п.

      Главное в развитии навыков видения кадра – постоянные тренировки. Если мало уделять времени целенаправленным занятиям, то и результаты не появятся.

      Спасибо, что напомнили про эту статью: в планах написать перечень упражнений, которые нужно выполнять фотолюбителям для развития мастерства. Может быть, теперь быстрее возьмусь за этот фотоурок. 🙂 Удачных Вам фотографий!

      P.S. Если понравилась эта статья, во второй части обзора камеры Sony A6000 с разными объективами есть, считаю, очень полезные советы, как анализировать качество своих и чужих фотографий (см. раздел 5).

  14. Павел:

    Как кадрировать по рамочке, понятно. Полезная вещица. Но вот, что внутри рамочки? Ну храм, ну дерево, ну пруд. А дальше то что? Просто те, кому дано видеть картинку не так, как остальным, снимут без рамочки, а мы будем гадать, как так у него получилось.

    И даже я приду в это место с рамочкой, я все равно ничего не увижу интересного, ибо не дано. Сделаю снимок, а внутри рамочки откадрированная ерунда.

    • Сергей:

      Согласен, что к данному уроку не хватает основной части: описания правил композции для фотографов. У меня руки не дошли до того, чтобы написать фотоурок на эту тему. Да и она очень обширная. Советую лучше почитать нормальную книгу, например: «Композиция в цифровой фотографии. Творческие приемы создания удачных фотоснимков» от Майкла Фримана.

      Продается на «Ozon», стоит 1000 рублей. В учебнике популярно рассказываются правила построения фотокомпозиции. Приведены схемы.

      Ну или можно поискать в Интерненте фотоуроки. Вот, например, статья «Как правильно фотографировать в путешествиях». Какие вопросы себе задавать, анализируя свои снимки и работы профессионалов, я рассказал во второй половине обзора фотоаппарата Sony A6000.

      По поводу «не увижу интересного, ибо не дано» — я уже много раз говорил: без таланта нельзя победить в международном конкурсе «World Press Photo», но если прочитать правильные учебники, можно серьезно поднять свой уровень. Посмотрите, хотя бы, мои статьи, датированные 2013-м и 2018-м годом — есть разница?

      И всегда привожу пример, набивший уже многим оскомину: если в одной семье родился Саша — талантливый боксёр, а в другой — Ваня-пианист, но первого отдали с детства учиться играть на пианино, второго — в спортивную секцию. В итоге, каким бы талантливым боксером ни был Сашка, но Ваня его пошлет в ногдаун с одного хука. И каким бы талантливым музыкантом ни был Ваня от природы, Саша сыграет лучше его… 🙂

  15. Екатерина:

    Очень-очень полезная информация. Прямо для меня. Загрузила оригиналы книг — буду читать и работать. Спасибо Вам!

    • Сергей:

      Ну вот, хоть один человек меня не поругал, а похвалил за эту статью! 🙂 Спасибо, Екатерина. Буду рад, если мои старания помогут Вам получить более интересные фотографии.



Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required