\n

3. Как самостоятельно доехать до Великой Китайской Стены из Пекина

Продолжу рассказ о том, какие достопримечательности в Пекине и его окрестностях мы с женой смогли посмотреть во время самостоятельного путешествия по Китаю. В первый день сходили на экскурсию в Летний дворец Императора и прогулялись по пешеходной улице Ванфуцзин. На следующее утро было запланировано встать пораньше и съездить посмотреть своими глазами одно из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком: Великую Китайскую Стену – точнее, участок под названием Мутяньюй, расположенный в 95-ти километрах от столицы. Далее план нашего отдыха включал перелет в город Гуйлинь и переезд в поселок Яншо, окруженный знаменитыми на весь мир живописными холмами.


Отчет о самостоятельной поездке на участок Великой Китайской Стены под названием Мутяньюй (Great Wall of Mutianyu, 慕田峪)

Мы планировали выехать на участок стены Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) пораньше. Но не учли, что в Китае время опережает уральское на 2 часа (т.е. московское – на четыре часа) и придется встать раньше обычного. И гуляя по парку Ихэюань у Летнего императорского дворца устали, как две китайские дворняги. Поэтому проснулись поздно (около полудня), позавтракали и поехали искать междугородний автовокзал.

Из первой части отчета с описанием процедуры планирования самостоятельной поездки по Китаю мы уже знаем, что всего существует четыре площадки для осмотра самой известной китайской достопримечательности: Мутяньюй, Бадалин, Симатай и Цзиньшаньлин (Jinshanling). И хотя китайские мудрецы утверждают, что если хороший рассказ повторить три раза, то даже у собаки появится отвращение, уточню еще раз, как добраться до участка Mutianyu Great Wall (慕田峪城).

  • Спускаемся в метрополитен, садимся в поезд и едем до остановки Dongzhimen (东直门) на линии №2 или №13. Кстати, проверяйте перед поездкой написание названий иероглифами в Википедии.
  • Выходим на улицу по указателям к междугороднему автовокзалу (Long-Distance Bus Station, 东直门长途汽车站).
  • Садимся в автобус №916 или №936 и едем к ВКС.

Такая информация была у меня с собой в папке с распечатками, фото которой я показывал в первой части отзыва. Информация была взята с форума самостоятельных путешественников Винского. Но оказалось, что эти советы были не полными и мы попали в курьезную ситуацию.

Итак, мы приехали на станцию Dongzhimen (东直门), поднялись на открытый воздух, поплутали и нашли автовокзал (Long Distance Bus Station, 东直门长途汽车站). Кто бы мог подумать, что междугородняя автостанция находится в огромном торговом центре! Автобусы заезжают в громадную арку под зданием.

Нашли стоянку нашего маршрута №916, отправляющегося в сторону Mutianyu Great Wall. Показали распечатку с названием, написанным иероглифами, кондукторше. Та утвердительно кивнула, выдала билетик за 24 юаня на двоих и мы заняли свои места в салоне. При посадке, на всякий случай, показали листок с китайским названием еще и водителю, который тоже подтвердил, что мы на верном пути.

Как я читал в отчетах самостоятельных туристов, существует два типа автобуса 916-го маршрута: один простой, второй – экспресс. Для быстрого маршрута к цифре добавляется иероглиф: 916快. По второй версии, один автобус идет к стене, другой – нет. Если промахнетесь, придется выбираться на такси.

У меня  в блокноте записано, что поездка из Пекина к Великой китайской стене заняла 1 час 20 минут. Хоть убейте, не помню: непосредственно до стены или до промежуточной остановки…

Вскоре водитель закрыл двери и мы поехали вперед, к приключениям. На удивление, в Пекине особых пробок замечено не было. Покружили немного по городу и выехали на трассу. Стали чередоваться поля и промышленные объекты. Не скажу, что пейзаж поражал своими красотами, но наблюдать за окружающим в окошке было интересно. Чего не скажешь, о наших китайских попутчиках: почти все пассажиры маршрута №916 «Пекин – Мутяньюй» посапывали и смотрели свои азиатские сны… А может они изображали из себя зомби из фильма ужасов?..

Фото 1. Тихо в автобусе... Только два лаовая не спят... Поездка на Великую Китайскую Стену из Пекина. Отдых в Китае самостоятельно.

Фото 1. Тихо в автобусе… Только два лаовая не спят… Поездка на Великую Китайскую Стену из Пекина. Отдых в Китае самостоятельно.

Пока мы развлекались, фотографируя себя и пассажиров, автобус проехал по лугам, лесам, деревням, городам и остановился где-то в чистом поле. Открылась дверь и в салон вошел он – хитроватого вида мужичонка, мистер Ли Бяо. Увидел двух бледнолицых, прокурлыкал что-то на мандаринском наречии и сделал знак, чтобы мы выходили вслед за ним.

Тут нужно сделать такое отступление. Перед подготовкой к путешествию по Китаю я прочитал в отчетах путешественников о такой невинной разводке самостоятельных туристов в Яншо. Водители договариваются с владельцами гостиниц и останавливаются не доезжая до центра деревни. Заходят китайские «помогалы» и предлагают выходить: мол, приехали, товарищ! Вы выходите и попадаете в лапы дельцов. Автобус уехал. Деваться некуда. Вы соглашаетесь заселиться в их отель. Так вот, мы с женой решили, что сейчас мистер Бяо пытается провернуть с нами такой же трюк…

Китаец повторил свое приглашение и прокурлыкал еще раз. Мы синхронно закачали отрицательно головой. Он удивился:

— Вы чего, лаоваи (так китайцы называют иностранцев)? Вам нужна Great Wall?

— Да.

— Ну, так приехали. Айда за мной!

— Не-а. Нас на мякине не проведешь! Наслышаны. Водила, поехали!

Тут подключается кондуктор:

— Вы чего, родненькие, барагозите? Ваша остановка. Выходите.

— Эх, тётя, и ты с этим бандюганом заодно. Да мы на тебя начальнику пожалуемся!

Тут уже подключаются пассажиры и водитель:

— Да, что же с этими лаоваями делать! Хоть бы раз без задержек домой с работы приехать. Вечно они упрямятся!

Короче, когда нас уже всем автобусом собрались вытолкать на улицу, мы сдались.

— Ладно, добрые китайские люди. Если вы обманули – Конфуций вам судья! – и вышли из автобуса за нашим добровольным провожатым.

Транспорт уехал. Мы огляделись: стоим на остановке в чистом поле. Метрах в 50-ти – группа старинных, ржавых микроавтобусов. Наш гид предлагает довезти до Китайской стены на новеньком, чистом микроавтобусе за 30 юаней с человека.

— Да побойся бога, мистер Бяо! Грабеж средь бела дня!

— Ребяты, мы китайцы иностранных туристов не обманываем! – достает помятый путеводитель на английском языке: — Вот посмотрите. Раздел «Как добраться из Пекина до участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall)». Едете на автобусе №916快 до города Хуайроу (Huairou). То есть вот до этой остановки. Затем пересаживаетесь на такси и за 25 юаней доезжаете до ВКС еще километров сорок. Так обратите внимание, путеводитель был издан 5 лет назад. В Китае инфляция. Не знали что ли? Сегодня проезд на такси стоит 30 RMB за одно бледнолицее физическое лицо. Конечно, вы можете поехать во-о-н на той ржавой развалюхе за 20 юаней…

— Убедил. Твоя взяла! Поехали…

Дорога проходит сквозь живописные деревеньки. Крестьяне сушат зерно прямо на асфальте. На подъезде к началу маршрута появляются красивейшие горы. От красоты пейзажей хочется смачно материться на русском, а еще лучше – на китайском языке!.. Невероятное зрелище! Вот бы побродить там по склонам гор!

Приехали к месту, откуда начинается экскурсия на Великую китайскую стену. Договорились с водилой, что он подождет, пока мы спустимся. А чтобы не забыть, как выглядит наша машина, сфотографировали его на  память.

Фотография 2. Наш добровольный провожатый - водитель такси, с которым мы приехали в Мутяньюй. Экскурсии в Пекине. Как добраться на Великую Китайскую Стену на автобусе.

Фотография 2. Наш добровольный провожатый — водитель такси, с которым мы приехали в Мутяньюй. Экскурсии в Пекине. Как добраться на Великую Китайскую Стену на автобусе.

Ведь все китайские таксисты выглядят на одно лицо! Шутка!

Карта со схемой участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) Великой Китайской Стены. Можно понять, куда привозят станции канатной дороги и тобоггана, где находятся туалеты. Отчеты туристов о том, как добраться к 慕田峪长城 из аэропорта или из центра Пекина.

Карта со схемой участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) Великой Китайской Стены. Можно понять, куда привозят станции канатной дороги и тобоггана, где находятся туалеты. Отчеты туристов о том, как добраться к 慕田峪长城 из аэропорта или из центра Пекина.

Прошли сквозь ряды палаток с сувенирами к кассам. Заплатили за билеты 125+130 RMB. Сейчас не помню, но, наверное, это за подъем по канатной дороге и спуск на тобоггане (см. Википедию).

На дворе стоял уже вечер. Солнце спустилось близко к горизонту – наступил «золотой час» для съемки пейзажей. А от красот, по прежнему, захватывает душу! Очень, очень приятное место!

Фото 3. Как доехать из Пекина на участок Мутяньюй (Mutianyu Great Wall). Прямо - канатка, справа - вторая канатка еле видна. Змейка - тобогган на Великой Китайской Стене.

Фото 3. Как доехать из Пекина на участок Мутяньюй (Mutianyu Great Wall). Прямо — канатка, справа — вторая канатка еле видна. Змейка — тобогган на Великой Китайской Стене.

Поднимались мы по канатке. Их там две. Первую вы видите прямо по курсу. Вторая линия – видна правее. Наверное, правильнее подниматься на гору по второй канатной дороге, пройтись по гребню стены и спуститься вниз на тобоггане.

Тобоган – транспортное средство, родственное бобслею. Видите извивающуюся металлическую дорожку на фото выше? Это жёлоб из нержавейки. Сверху вы садитесь в небольшую тележку (сани), держитесь за рукоятку (тормозной рычаг) и с ветерком спускаетесь вниз. Адреналину не меряно!

Иногда в сети Интернет можно встретить отчеты с фотографиями с ВКС, где люди буквально толпятся плечом к плечу. Мы же гуляли, почти в полном одиночестве. Может человек десять китайских студентов ходили где-то в стороне.

Фотография 4. На участке Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) бродят только российские туристы. Отзыв об экскурсии на Китайскую стену из Пекина. Самостоятельная поездка в Китай в ноябре 2011 года.

Фотография 4. На участке Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) бродят только российские туристы. Отзыв об экскурсии на Китайскую стену из Пекина. Самостоятельная поездка в Китай в ноябре 2011 года.

Фото 5. Отзывы туристов о самостоятельной поездке из Пекина на участок Мутяньюй. Синее небо, высокие горы... Что может быть красивее?

Фото 5. Отзывы туристов о самостоятельной поездке из Пекина на участок Мутяньюй. Синее небо, высокие горы… Что может быть красивее?

Мои фотографии, снятые на Nikon D5100 KIT 18-55 спустя неделю после покупки, не передают всю мощь горной гряды и человеческого духа, соорудившее такое колоссальное сооружение.

Фотография 6. Вечер на Великой Китайской Стене. Поездка в Китай самостоятельно. Экскурсии из Пекина.

Фотография 6. Вечер на Великой Китайской Стене. Поездка в Китай самостоятельно. Экскурсии из Пекина.

Фотография 7. Великая Китайская Стена. Сколько усилий приложено, чтобы все это построить в горах!

Фотография 7. Великая Китайская Стена. Сколько усилий приложено, чтобы все это построить в горах!

Мне бы очень хотелось еще побродить по этому замечательному месту, подняться на вершину ближайшей горы, дойти до не отреставрированного участка. Но аттракцион работает с 7:30 до 18:00. При этом тобогган закрывается раньше (на 1 час или на 30 минут – не помню). А ведь именно возможность прокатиться на санях по металлическому жёлобу привлекла меня в эту деревню.

— Сели? На старт! Внимание! Поехали!..

Ветер в ушах, виражи, дяденьки на поворотах, предупреждающие о необходимости сбросить скорость. Красота!

В самом конце вас ждут два китайских старых вояки, предлагающие запечатлеть этот замечательный вечер на цифровой фотографии. Пока вы еще не пришли в себя, они кричат:

— Эй, лаовай! Давай фотку на память о самостоятельной поездке к Великой Китайской Стене!

— Ну, давайте, черти!

Сзади студент на английском языке предупреждает:

— Мистер, имейте ввиду, что они с вас запросят деньги за фото.

— Сколько?

— 10 юаней…

-Ладно, гулять, так гулять! Согласны! 🙂  Э-э-а-а-а-а! Банзай!!!

Фотография 8. Э-а-а-а-а! Грозные китайские солдаты. Участок Великой Китайской Стены Мутяньюй (慕田峪长城 Mutianyu Great Wall). Отчеты о самостоятельных экскурсиях из Пекина.

Фотография 8. Э-а-а-а-а! Грозные китайские солдаты. Участок Великой Китайской Стены Мутяньюй (慕田峪长城 Mutianyu Great Wall). Отчеты о самостоятельных экскурсиях из Пекина.

Друзья заказали мне сувениры: «Привези нам не аленький цветочек, но магнитик с главным символом Китая!» Поэтому на выходе пытался торговаться с продавцами магнитов. Заряжали 60 юаней за штуку. Но всё тот же англоговорящий студент посоветовал: «Не более 50 RMB за три штуки – красная цена!» Хвала тебе великий и могучий английский язык! 🙂 Согласились представители социалистической торговли на предложенные условия сделки.

Вернулись в Пекин уже в темноте. Наш мистер Линь Бяо довез до остановки в городе Хуайроу (Huairou), куда через 20 минут подъехал наш уже знакомый номер 916…

Прибыв на автовокзал (Long-Distance Bus Station 东直门长途汽车站), решили испытать мою новую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 на предмет съемки пейзажа в ночных условиях. Снимал с моста недалеко от автовокзала. Со штатива. Стабилизатор на объективе забыл отключить, а мост вибрировал, так что не все фотки получились идеально. Но все же не плохо для фотографа с опытом съемок на зеркалку, практически, 2 дня.

Фото 9. Ночной Пекин. Поездка в Китай самостоятельно в ноябре 2011.

Фото 9. Ночной Пекин. Поездка в Китай самостоятельно в ноябре 2011.

Фотография 10. Ночной портрет на любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55. Автор - штатив. Режим съемки "Ночной портрет". Рассказы про отдых в Китае. Отзывы об экскурсиях в Пекине.

Фотография 10. Ночной портрет на любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55. Автор — штатив. Режим съемки «Ночной портрет». Рассказы про отдых в Китае. Отзывы об экскурсиях в Пекине.

Фото 12. Еще один портрет, снятый моим талантливым штативом на Nikon D5100 KIT 18-55 одним приятным вечером в Пекине. Поездка дикарями в Китай

Фото 12. Еще один портрет, снятый моим талантливым штативом на Nikon D5100 KIT 18-55 одним приятным вечером в Пекине. Поездка дикарями в Китай

Ужинали в кафе в соседнем доме с нашим 161 Hostel. В большом зале все места были заняты. Поэтому прошли в небольшую комнатку, где сидели только мы и еще компания из трех человек. Меню – на китайских иероглифах. Как сделать заказ? Очень просто! Прошелся вместе с официантом по залу, посмотрел в тарелки посетителей и тыкал пальцем: «Мне тоже самое!» 🙂

Принесли такое блюдо.

Фотография 13. Чем питаться во время отдыха в Китае. Поездка в Пекин. Картофельное пюре с смородиновым вареньем и свинина с медовым сиропом - лучший ужин для самостоятельного путешественника, не знающего китайского языка... :)

Фотография 13. Чем питаться во время отдыха в Китае. Поездка в Пекин. Картофельное пюре с смородиновым вареньем и свинина с медовым сиропом — лучший ужин для самостоятельного путешественника, не знающего китайского языка… 🙂

Ни за что не догадаетесь, что я ел в Пекине в тот вечер! Справа – свинина в медовом сиропе и шоколаде. Слева – картофельное пюре со смородиновым вареньем… 🙂

Пока ели, каждые 10 минут в двери высовывалась улыбающаяся китайская физиономия и наблюдала за двумя лаоваями из далекой России. В рассказе про сплав на плотах по реке Юлонг (Yulong River) расскажу, как мы выяснили, что китайцы-то не догадываются из какой конкретно страны мы приехали…

Самым сложным оказалось объяснить, что мне нужен к чаю еще и сахар. Пришлось изобразить чудеса пантомимы, пока с 5-го раза официантка поняла, что мне нужно. Принесла кусок кристалла сахара размером 3х3 сантиметра. И его пришлось откалывать ножом. Ну не любят простые китайцы сахар песок.

Легли спать пораньше. Ведь ранним утром нам предстояло поехать в аэропорт, чтобы вылететь в город Гуйлинь (Guilin), где мы планировали купить самостоятельно билеты на поезд до Шэньчжэня и затем уехать на автобусе в деревню Яншо (Yangshuo).

Расходы за день, юань:

  • Метро  4+4=8
  • Завтрак 40
  • Ужин 133
  • Автобус до китайской стены 24 + 23 =47
  • Такси 60+60=120
  • Магнитики 50
  • Билеты на канатную дорогу и тобогган 120+125=245

********************************************************************************

P.S. Вот какую информацию о том, как добраться до участка Mutianyu Great Wall я нашёл уже по возвращению домой. «Самый быстрый способ — сесть на экспресс 916快 или на простой маршрут 916 (который едет от станции Dongzhimen сначала до Huairou Bus Station). Выйти на конечной (или на Qingchun Road North End или Huairou North Street) и нанять микроавтобус. Ехать до Мутяньюй на автобусном экспрессе удобнее, так как время в пути — всего лишь, 60-70 минут. Поездка на маршрутке стоит 40-50 юаней и длится 20 минут (можно скооперироваться с другими туристами, чтобы вышло дешевле). Также вы можете перейти дорогу и сесть в автобус H23, H24 или 936 (едет из Huairou в Dongtai) и выйти затем на остановке Mutianyuhuandao. От нее пройти 3 минуты вперед до касс участка Мутяньюй Великой Китайской Стены».

Примечание. Экспресс 916快 отправляется с терминала Dongzhimen Transport Hub на улице Dongzhimen Outer Street, что в 10 минутах прогулки пешком от Dongzhimen Subway Station (Выход B). А простой автобусный маршрут №916 отходит от автобусной остановки рядом с выходом «B» из метро.

Общая информация о Великой Китайской Стене (长城)

Каждый из нас видел её фотографии… но есть только один способ по-настоящему понять Великую Китайскую Стену – подняться на ее стены и увидеть своими глазами, как она змеёй извивается от пустыни Гоби на Западе и до безмолвных гор на Востоке, будто хребет огромного дракона. Строительство сети фортификационных укреплений сменяющими друг друга династиями заняло около двух тысячелетий, на многие века оно определяло и защищало внешние границы китайской цивилизации.

На китайском языке Великая Стена называется “Wan Li Chang Cheng” (万里长城), что буквально означает «Длинная стена в десять тысяч ли» (1 ли равнялся примерно 500 метров). На самом деле, это – не настоящая цифра протяженности сооружения, но в древние времена означало что-то бесконечно длинное.

И, хотя Великая Китайская Стена, бесспорно, является самым длинным из когда-либо возведенных человеком сооружений, её точная длина до сих пор является предметом споров, поскольку она представляет собой не один непрерывный вал, как описывалось в ранних летописях на Западе. Наоборот, его точное определение – мозаика разных участков, построенных в течение многих веков, паутина стен и сторожевых башен, возведенных (и пришедших в упадок) сменяющими друг друга династиями за всю историю Китая. Но одна вещь совершенно очевидна: Великая Стена – символ упорства и трудолюбия китайской цивилизации. На нашей планете существует не так много культурных достопримечательностей, которые бы так мощно символизировали весь размах истории нации.

С другой стороны, большое количество современных китайских интеллектуалов указывает на то, что Великая Китайская Стена – символ того, что с Китаем что-то не так: что он слишком консервативен, сфокусирован на давно прошедших славных днях, что лучше смотреть вперед, а не назад. А некоторые считают, что Стена – символ длительной китайской традиции стараться огородиться от иностранных культур и влияний, вместо того, чтобы адсорбировать и принять лучшее.

Насколько древняя Великая Китайская Стена?

Строительство укрепительных стен огромной протяженности заняло долгие века в истории Китая. Стены часто окружали весь город, чтобы защитить его от мародерства кочевников. Одно из первых упоминаний относится к династии Шан (1600-1050 годы до нашей эры), когда был насыпан высокий земляной вал, окружающий территорию в три квадратных километра вокруг столицы царства.

Чтобы увидеть примеры более «современной» (но все еще древней) сохранившейся городской стены, можно съездить в Нанкин (Nanjing) или в Сиань (Xi’an). Самые ранние участки Великой Китайской Стены датируются 5-м веком до нашей эры в период так называемых Воюющих Царств, когда соперничающие государства строили фортификационные укрепления, чтобы защитить свои границы и орошаемые земли от нападения соседей (или от кочевников с Севера).

На этом раннем этапе «Стена» представляла собой разрастающуюся мозаику укреплений, используемых для защиты раздельных конкурирующих друг с другом территорий. Великой Китайской Стены как концепта не существовало до 3-го века до нашей эры, когда легендарный Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang) в 221 году (до рождества Христова) объединил все земли и объявил себя Первым Императором Китая. В 215 году он поставил колоссальную задачу по возведению Великой Стены версии 1.0, чтобы защитить Китай от кочевников-варваров, вторгающихся с Севера.

Тяжелейшие работы выполнялись 300-500 тысячами рабочих (в основном, это были солдаты, заключенные и крестьяне, превратившиеся в рабов). Хотя правление династии Цинь было недолгим (свергнута через несколько лет после смерти основателя), его влияние на историю Китая осталось навсегда.

Печально известный своей жестокостью и беспощадностью Первый Император оставил Китаю еще одну привлекательную для туристов достопримечательность: Терракотовую Армию – громадную подземную могилу, заполненную 8000 статуями солдат (вместе с лошадьми и колесницами), чтобы они защищали его в загробной жизни. На самом деле, его проект Великой Стены вместе с другими крупными начинаниями, требующими множества рабочих рук, причинивший так много страданий, широко распространенных по всей стране, что было несколько (неудачных) попыток покушения на жизнь Цинь Шихуанди.

Рисунок 1. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены на территории Китая, куда можно доехать на экскурсию самостоятельно.

Рисунок 1. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены на территории Китая, куда можно доехать на экскурсию самостоятельно.

Великая Китайская Стена 2.0: обновление династией Мин

Быстро перемотаем пленку вперед до 15-го и 16-го веков. Наиболее впечатляющие «современные» участки Великой Китайской Стены были построены во времена династии Мин (1388-1644 нашей эры). Императоры Мин не только укрепляют части стены… мы говорим о более чем 100 летних усилиях, чтобы полностью восстановить и укрепить стены с использованием современного кирпича и строительных растворов.

Те красивые кирпичные стены недалеко от Пекина, сфотографировать сейчас которые приезжают туристы со всего мира, были построены во времена династии Мин. В большинстве своем, они представляют собой укрепления высотой 7 метров и почти такой же ширины, чтобы 10 солдат или 5 колесниц могли двигаться «плечом к плечу».

В случае опасности, со сторожевых башен, расположенных на расстоянии 300-500 метров друг от друга, подавали при помощи дыма, пороха или флагов сигналы, чтобы сообщить в Пекин о передвижении войск неприятеля.

Рисунок 2. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены в окрестностях Пекина. Именно сюда приезжают туристы прямо из аэропорта или из центра города.

Длинная и дорогая ошибка?

Несмотря на сотни лет строительства и бессчетно число загубленных жизней (ее еще иногда называют самой большой в мире братской могилой), Великая Китайская Стена никогда на самом деле не выполняла эффективно свои функции, как предположительно неприступная линия обороны. Историки рассматривают ее, как ошибку оборонной системы не потому, что существовало множество просчетов в конструкции. Проблема была в человеческом факторе: интриги политиков, коррупция, трусость – вот, что было слабым звеном на всем протяжении истории Стены.

Во время шестидесятилетнего вторжения в Китай монголы преодолели Великую Китайскую Стену и осадили столицу Яньцзин (сейчас это – Пекин) в 1215 году. Монголы постоянно находили способы проникнуть через укрепление или обойти его, часто – подкупая чиновников или стражников. Говорят, что Чингисхан сказал однажды: «Прочность стены зависит от мужества тех, кто её защищает». В 1279 году монголы окончательно завоевали и стали первой (но не последней) некитайской группой, управляющей всем Китаем.

Даже впечатляющие Стены династии Мин не были достаточно прочны, чтобы предотвратить завоевание Китая в 17-м веке повторно. В 1644 году (некитайская) маньчжурская армия с Севера промаршировала к стратегическому Шаньхайгуаньскому проходу (в переводе на русский «Первый проход под небесами»). Поскольку к тому времени династия Мин почти была свергнута внутренними мятежниками, генерал, отвечающий за охрану этого участка Великой Китайской Стены, решил заключить союз с маньчжурами, и позволил им спокойно пройти.

Маньчжуры помогли подавить восстание и сами взяли контроль над Империей, провозгласив династию Цин, правившую страной последующие 2,5 века.

Кроме веками потребляемых крови, пота и слез, стена оставила после себя некоторые положительные моменты. Во времена династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год после Рождества Христова) Великая Стена развивалась быстрее, чем в любое другое время в истории, благодаря развитию Великого Шелкового Пути, который соединял Китай с Римской Империей и Персией. Вместе с торговцами, путешествующими вдоль ее подножия со своими караванами верблюдов, в Китай проникали новые культуры и идеи – например, буддизм.

Какая гримаса истории: первостепенной задачей Великой Китайской Стены было защитить страну от вторжения иностранцев… Но в наши дни именно она привлекает миллионы туристов со всего мира в Китай… Может, это и было стратегическое планирование китайских императоров, потративших неимоверные усилия на строительство…

Какова длина Великой Китайской Стены?

Ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. Еще раз: Великая Китайская Стена – это не одна длинная линия, а сеть коротких укреплений, построенных в разные века. Поэтому нелегко получить правильный ответ.

К сожалению, до наших дней не сохранились исторические записи, какой была точная длина «оригинальных» стен династии Цинь, впервые возведенных больше 2000 лет назад. Большая часть древних сооружений подверглась эрозии за века своего существования (в то время не использовали кирпичи — почти до династии Мин). В наши дни осталось всего несколько участков тех древнейших стен. Подавляющая часть земляных и каменных участков стены потерялась в отдаленных горах и пустынях Китая.

Кроме того, что сложно получить авторитетный ответ о том, какова длина Великой Китайской Стены, так еще историки до сих пор находят новые участки. Например, в октябре 2002 был найден 80-ти километровый отрезок на Севере Китая. Всего несколькими месяцами позже нашли еще стену возрастом больше 2000 лет.

В общем, ответ зависит от того, как вы решите ее измерять (и какие участки составляют Великую Китайскую Стену). Если просто замерить расстояние между самыми дальними точками, получим примерно 6700 километров. Но если считать текущую длину сооружения, получится примерно 6270-7240 километров.  Некоторые «счетоводы» рассчитывают «общую длину» всех участков, построенных за все время существования Китая. Тогда озвучивается цифра в 50 тысяч километров (что-то как-то невероятно выглядит). В Книге рекордов Гинеса внесена одна непрерывная линия длиной 3460 км, исключая 3530 км ответвлений.
В апреле 2009 года Китайское государственное управление по культурному наследию путем инфракрасных измерений и GPS технологий произвело замеры, длившиеся 2 года. Официально длина Великой Китайской Стены составляет 8’851,1 километров.

Схема расположения основных участков Великой Китайской Стены недалеко от Пекина. На карте можно увидеть, как далеко от столицы находится Мутяньюй, Бадалин и Симатай. Можно понять, где слишком много толп туристов.

Схема расположения основных участков Великой Китайской Стены недалеко от Пекина. На карте можно увидеть, как далеко от столицы находится Мутяньюй, Бадалин и Симатай. Можно понять, где слишком много толп туристов.

Как доехать до участка стены Бадалин (обновление от 08.01.14)

Думаю, мой отчет будет не полным, если не добавить информацию, как добраться к другим участкам Великой Китайской Стены недалеко от Пекина: Бадалин (Badaling Great Wall, 八达岭长城) и Симатай (Simatai Great Wall, 司马台长城). Нет времени публиковать все сразу. Начну с информации, которую я нашел по участку Бадалин.

До Badaling Great Wall  можно доехать на поезде, на автобусе, ну и  (не наш метод для самостоятельного путешествия) – взять экскурсию в гостинице или заказать такси.

Как добраться по железной дороге

От северного железнодорожного вокзала Пекина (Beijing North Railway Station, 北京北站) ходит прямой поезд, непосредственно, до станции Badaling Railway Station (八达岭), от которой до самой стены придется пройти пешком около 20 минут.

Туда и обратно ходит 12 электричек в сутки. Их расписание можно посмотреть на упомянутом мной полезном сайте для самостоятельных туристов: travelchinaguide.com/china-trains/index.htm. Цена билета до города Бадалин – 6 юаней с человека. Время в пути – 1 час 10 минут.

До самого Северного ж.д. вокзала в Пекине (Beijing North Railway Station, 北京北站) можно доехать на метро: линии № 2, 4 ,13 (выходить на станции Xizhimen (西直门) к выходу «A»). По указателям вы дойдете до «подземного входа в ж.д. вокзал», но не входите в него, так как зал ожидания и кассы для пригородных поездов находятся на первом этаже. Наверх можно подняться по эскалатору. Здесь вы сразу увидите кассы. Билет из Пекина к участку стены Бадалин можно купить в окошке №5 и №6.

Как мы покупали билеты на китайский поезд и как их читать, вы можете прочитать в следующей части отчета. В целом, ничего сложного: 1) на упомянутом выше сайте смотрите расписание поездов; 2) делаете распечатки в иероглифах названий начальной и конечной станции (Beijing, 北京 и  Badaling, 八达岭) и отдаете кассиру. Кассы есть на первом этаже и в  подвале. Билеты до Бадалин продаются на первом. Показываете кассиру названия остановок, дату поездки и покупаете свой ж.д. билет.

Нужно учесть, что в туристические сезоны билеты быстро разбирают, поэтому желательно покупать их немного заранее, хотя бы за 1 день. Зал ожидания пригородных поездов находится тоже на 1-м этаже.

На северном железнодорожном вокзале Пекина 11 посадочных платформ. Садимся в ту, что указана в билете. Маршрут электрички включает 5 остановок, нам выходить на четвертой: Beijing (北京) – Qinghuayuan (清华园) – Nankou (南口) – Badaling (八达岭)- Yanqing (延庆).

По пути из Пекина в Бадалин вы увидите прекрасные виды долины Гуань (Guan Valley Scenic Area), проедете через участок Великой Китайской стены, называемый Juyongguan Great Wall и проедете по столетней железной дороге Beijing-Zhangjiakou railway, спроектированной знаменитым китайским инженером господином Zhan Tianyou (1861 – 1919).

Как приехали на станцию Badaling Train Station, выходим на восток, затем – на северо-восток и идем пешком около 800 метров (15 минут). Здесь находятся кассы для покупки билетов для посещений Великой Китайской Стены в Бадалине. Официального транспорта между стеной и железнодорожной станции нет, но таксисты имеются.

Как доехать до участка Великой Китайской Стены Бадалин на автобусе

Вместо поездки на электричке, можно из Пекина до участка Badaling Great Wall (八达岭长城) добраться на автобусах, на которые садятся у башни Deshengmen Arrow Tower. Ближайшая к ней остановка метро — Jishuitan Station (линия 2, выход A), расположенная в 450 метрах. В таблице ниже представлены варианты маршрута для разных автобусов.

Номер маршрута Путь Место отправления от башни Deshengmen Arrow Tower Место прибытия Время работы Цена билета Время в пути
877 Deshengmen
Badaling
к северу Передний холм Бадалин 06:00-12:00 (Апр.1-Окт.31)
06:00-12:30 (Ноя.1-Мар.31)
CNY12/чел.; CNY 4.8 по магнитной карте Около 1 часа
10:30-17:00 (Апр.1-Окт.31)
11:00-16:30 (Ноя.1-Мар.31)
919 Deshengmen Madianqiao South… Badaling… Tiyuchang Xiaoqu к востоку Задний холм Badaling 06:00-19:00 CNY12/человек;
CNY 4.8 по магнитной карте
Около 1.5 часов
05:00-18:30
880 Deshengmen Madianqiao South… Badaling…Huaqiao Farm к западу 07:00-19:30 CNY12, CNY4.8 по карте Около 1.5 часов
04:30-17:00

Некоторые практические советы для самостоятельных путешественников, собирающихся съездить на участок Великой Китайской Стены Бадалин.

  • Автобус №877 является экспрессом (идет без остановки). Он прибывает недалеко от подъемника и Bear Garden  у «переднего холма» Бадалин. Идти пешком от остановки до касс – около 10 минут.
  • Автобус 919 и 880 останавливается возле станции канатной дороги на «задней горе». До касс идти тоже около 10 минут.
  • Добраться пешком от «заднего» к «переднему» холмам можно за полчаса.
  • На участке Deshengmen Gate area ошивается много частников. Они будут предлагать довезти до Стены Бадалин. Некоторые, даже будут пытаться обмануть, положив под стекло знаки «877», «919» и «880». Думайте сами: ехать с ними не так безопасно, как на официальном транспорте. Настоящие автобусы останавливаются около башни Deshengmen Arrow Tower и цена проезда составляет только 12 юаней (4,8 RMB если платить по магнитной карте).
  • Официальный автобус можно распознать по длинной очереди (иногда их две). И никто не будет пытаться вас затащить в автобус, в отличие от частников, которые будут бегать за вами, как таксисты в Сочи. Официальные автобусы имеют зелено-белую окраску и всегда оборудованы считывателем для магнитной карты. Пассажир сам выбирает платить наличкой или картой.

Как добраться до участка Бадалин от аэропорта Пекина

  • Садимся в аэроэкспресс и едем до станции Dongzhimen, где пересаживаемся на метро (линия 2) и едем до Jishuitan Station (выход A). Отсюда идем пешком до башни Deshengmen Arrow Tower, где садимся в описанные выше автобусы No. 877, 919 or 880.
  • На аэроэкспрессе добираемся до станции Dongzhime, пересаживаемся на линию №2 в метро и едем до Северного железнодорожного вокзала Пекина (Xizhimen Station), где покупаем билет на электричку.
  • Садимся в бесплатный автобус Airport Shuttle Bus (линия 4) и выходим на Madianqiao Station. Там останавливаются 919 и 880 автобус на остановке Madianqiao South Station

Как добраться до участка Симатай Великой Китайской Стены

Насколько я понимаю, в 2010 году данный отрезок стены Simatai Great Wall (司马台长城) был закрыт на реконструкцию. И на экскурсии стали пускать только с января 2014 года. Но реконструкция, пока что, не закончена, поэтому вход туристов на стену ограничен: нужно забронировать билеты, как минимум, за сутки и действительны они будут не более 10 суток. Правда, это касается только тех посетителей, кто хочет посмотреть только саму Великую Китайскую Стену. Если же, вы купите комбинированный билет на экскурсию к участку Симатай и по музею китайской культуры под открытым небом Beijing Wtown (Gubei Water Town), что располагается у подножья стены, тогда, похоже, предварительной регистрации не нужно.

Те туристы, что не собираются посещать городок Beijing Wtown (водный город), должны собираться у входа города-музея Gubei Water Town Entrance и ждать, пока гид не проведет их к входу №2 Пасхальной Башни (Easter Tower). Расстояние между двумя точками – около 2,5 км, т.е. идти где-то 30 минут. Вроде, ездит шаттл, на котором можно добраться быстрее до Великой Китайской Стены Симатай. Подъем до Башни №10 занимает около 2,5 часов.

Если вам будет трудно совершить восхождение пешком, можно поднятья по канатной дороге. Нижняя станция канатки находится у Башни №2. Когда поднимитесь наверх, еще понадобится минут 15-20, чтобы дойти до 8-й Башни и затем подняться до 10-й. Спуск вниз занимает около часа.

Нужно захватить с собой удобную обувь. В целях безопасности, туристам, приехавшим на экскурсию в Simatai Great Wall, запрещается после 10-й Башни ходить на участок Jinshanling, так как там, якобы, требуется скалолазное снаряжение.

Резервирование билета для экскурсии только на Великую Китайскую Стену происходит только на китайский телефон, на специальном сайте, у которого только китайский интерфейс, поэтому данных не даю – если хотите доехать самостоятельно, очевидно, придется покупать комбинированный билет с правом посещения Gubei Water Town Entrance и cамой Стены Симатай.

Чтобы доехать до Simatai Great Wall нужно сесть на уже известном нам автобусном вокзале Beijing Dongzhimen Long Distance Bus Station на автобус №980, едущий в деревню Miyun County (Мию́нь). На нем можно добраться до остановки Западный Мост (Miyun West Bridge Station, Miyun Xi Daqiao, 密云汽车站) и пересесть на автобусный маршрут Bus Line Mi №38 или №51 или на любую маршрутку с табличкой (“Miyun-Simatai”), которые довезут до Simatai Village Station. Отсюда нужно дойти до музея под открытым небом Gubei Water Town и найти, где останавливается шатл-бас. Ну, или взять такси, чтобы добраться до «речного города».

Стоимость комбинированного билета Великая Китайская Стена плюс Водный город (Simatai Great Wall и Gubei Water Town) составляет 110 RMB для взрослых (40 – для детей). Цена проезда по канатной дороге – 120 туда и обратно, 80 – поездка в одну сторону. Шатл-бас – 10 юаней. Часы работы: с 9:00 до 18:00 летом и с 9:00 до 17:00 зимой.

Еще отмечу, что, если хочется посмотреть не отреставрированную ВКС, тогда лучше добираться до Shixiagan Great Wall, Jiankou Great Wall, Jinshanling Great Wall, Gubeikou Great Wall,  Huanghuacheng Great Wall или Simatai Great Wall .

Кстати, а вы чего не хотите нажать кнопочку «Гугл +» и других социальных сетей ниже? Зря я что ли старался? Мозоли на подушечках пальцев от клавиатуры натёр…  😉

Вы можете продолжить чтение отчета о самостоятельной поездке по Китаю в 2011 году (всего 7 частей), либо ознакомиться со другими статьями на эту тему. В следующей главе рассказано, как купить билеты на китайский поезд и как добраться на пароходе, на автобусе или на такси из города Гуйлинь в поселок Яншо (Yangshuo), где мы четыре дня сплавлялись на плоту по реке Ли, катались на велосипедах и мопеде по полям между живописнейших карстовых холмов. На самом деле, если времени на отдых у вас мало, я бы советовал отказаться от поездки на Великую Китайскую Стену и лучше отправиться в Яншо, в Чжанцзяцзе или в Хуашань.

Nachalo otcheta o poezdke v Kitaj samostojatel'no
0. Начало отчета о поездке в Китай дикарями в ноябре 2011.
Letnij imperatorskij dvorec v Pekine
Почитать первую часть отчета о поездке на экскурсию в Летний дворец Императора в Пекине.
Путешествие по Китаю
1. Посмотреть более свежий отчет о поездке в Китай самостоятельно в марте 2014 года.
Chto posmotret' v Shanhae za 1 den
7. В последней главе отчета рассказано, что можно успеть посмотреть в Шанхае за 1 день.
Kak doehat' iz Chzhanczjacze v Gujlin'
8. Рассказ о поездке в древний город Фенхуан в феврале 2014. Представлена карта маршрута из национального парк Чжанцзяцзе в город Гуйлинь и дальше в Яншо.
Otchet o tom, kak popast' v nacional'nyj park Chzhanczjacze v Kitae.
6. Во время второго путешествия по Китаю мы отправились в самое красивое место на Земле — в национальный парк Чжанцзяцзе в Китае. Посмотрите фотографии.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментария 54

  1. shmakov.misha2012:

    Беру свои слова обратно: в этом отчете про поездку на Великую Китайскую Стену всё подробно расписано, эмоционально и c ценами. Прекрасный рассказ. Фотографии тоже, это — не фотоконкурс, содержание — вот главное. Вполне достойные работы — это не лесть.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Михаил, спасибо огроменное! Доброе слово и кошке приятно, а уж начинающему путешественнику! 🙂 Люблю Китай.

      View Comment
  2. shmakov.misha2012:

    Вот уж «начинающим фотографом» Вас, Сергей, точно не назовешь. Ваш блог и отчет об экскурсии Мутяньюй — хорошее подспорье не только самостоятельным путешественникам, но и простым туристам. Ведь, все мы хотим и по городу погулять, да и просто по магазинам пройтись. Или ресторан в нетуристической зоне посетить. И вот такие мелкие детали о нравах, привычках аборигенов, ценах на продукты и такси — хорошее подспорье.

    Банально, но Азия — не старушка Европа, совсем другой менталитет.

    View Comment
  3. shmakov.misha2012:

    Конечно, на «ты» — удобней. Пробовал с браузера Internet-Explorer — та же ерунда, а другого нет.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Михаил, все в сравнении познается. Пока что мы совершили только 3,5 самостоятельные поездки: 1) Таиланд; 2) Китай, Гонконг, Филиппины; 3) Нью Йорк + Мексика; 4) Шри-Ланка. Если вы прочитаете отчеты путешественников на форуме Винского, там пишут люди, объехавшие десятки стран, спавшие в палатках где-нибудь на Кубе, бравшие напрокат джип и ездившие на сафари в Кении самостоятельно, без гида. Так что, есть к чему стремиться! В любом случае, спасибо за поддержку и отклик на мои статьи!

      По поводу Европы – у меня такие же чувства. Почему мне очень понравилось ездить по Азии и Латинской Америке, так это потому, что там – другая цивилизация, мир, планета. Там удается полностью отключить мозги от работы и наслаждаться отпуском. В Европе тоже хорошо, но все же, европейцы по менталитету ближе к россиянам. И не происходит такого переключения мозгов. 🙂

      View Comment
  4. shmakov.misha2012:

    Постараюсь до отъезда в Индию прочитать, но не обещаю развернутый комментарий — скоро в поездку. У меня дочь самостоятельно путешествовала по Испании и Португалии, но у них получилось это больше спонтанно. Ездила с подругами. Компания из 4 человек с разными интересами — не лучшее решение.

    View Comment
  5. Андрей:

    Хороший отчет о поездке дикарем в Китай. Спасибо автору!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Андрей, от автора рассказа о путешествии по Китаю самостоятельно Вам тоже большое спасибо за Ваш отзыв! 😉

      View Comment
  6. Polina:

    Прекрасный отчет об экскурсии на Великую Китайскую Стену из Пекина! Жаль только, что половина фотографий не раскрывается.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Полина, большое спасибо за Ваши отзывы о моих рассказах про поездку в Китай! Очень приятно! Я перепроверил — все фотографии загружаются нормально. Видимо, на новогодние праздники слишком большой наплыв посетителей и серверы Яндекс-Фотки не справляются. Попробуйте перезагрузить, пожалуйста. Нужно нажимать CTR-F5 обычно, чтобы обновить кэш страницы.

      View Comment
  7. Umidjon:

    Спасибо за рассказ о поездке на Китайскую стену самостоятельно. По маршруту, который Вы описали, я очень легко добрался до части Great Wall of Badaling.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Умиджон, и Вам спасибо за отзыв! Значит, я — не Иван Сусанин, отправивший Вас на кулички! 🙂 Ведь, мы с женой ездили на другой участок Китайской стены, на Мутяньюй. А как добраться на Бадалин и Симатай я написал, основываясь на отчетах других туристов…

      Вы видели мои фотографии стены Мутяньюй, а как Вам Бадалин? Понравилась экскурсия? Много ли было народу?

      View Comment
  8. Umidjon:

    Да, Сергей, очень понравилась экскурсия. Я был на участке Бадалин 18 февраля 2015 — как раз, в Китае праздновали Китайский новый год (Праздник весны, 春节, Chūnjié, Чуньцзе).

    View Comment
  9. Евгения:

    Спасибо за подробное руководство, как добраться из Пекина на участок Великой Китайской Стены Мутяньюй (Great Wall of Mutianyu, 慕田峪)! Не поняла: канатка и туда и обратно в одном месте находится? Нужно возвращаться на исходную позицию?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Пожалуйста, Евгения! 😉 На участке Мутяньюй 2 канатные дороги: вторую видно за спиной Екатерины на фото номер 6 сверху. Мы спускались вниз на тоббогане — поверьте, так увлекательнее! 🙂 Когда я писал раздел «как добраться до участка Великой Китайской Стены Симатай», увидел впервые снимки оттуда… Очень нравится вид старинного города у подножья горы… Советую изучить вопрос где красивее. 🙂 И потом написать отчет для этого сайта… 😉

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      По крайней мере, наша канатная дорога была двухсторонняя: при желании, можно было вернуться по ней же.

      View Comment
  10. Азиявед:

    Сергей, Вы про «красную цену» на магниты «немного» ошибаетесь — 3 RMB за 1 штуку. Не отреставрированный участок стены в Мутяньюй легко доступен для пешего триала, но те, кто пользуется канатной дорогой, очень редко могут обойти, хотя бы, 5 башен на отреставрированном участке. Здоровья не хватает. Но, по моему опыту, за пять часов можно подняться и спуститься пешком, при этом обойти 20 башен на отреставрированном участке и 1-2 на не отреставрированном.

    По поводу того, что европейцы по менталитету ближе к россиянам, смею заметить, что в РФ проживают буряты, осетины, якуты, чукчи, чеченцы, татары, чуваши, лезгины, аварцы, дагестанцы, башкиры и еще много-много других народностей. Ваши высказывания им покажутся, мягко сказать, странными. Кроме того, европейцы — это много разных, очень разных национальностей.

    Причем, такое встречается даже в одной европейской стране. Они вас тоже не поймут. Попробуйте сказать англичанину, что он похож на француза или итальянца, или на венгра! 🙂 🙂 🙂 Нет, лучше не надо этого делать. Для вас лучше.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Азиявед, благодарю Вас за замечания, касающиеся стоимости сувениров, предлагаемых к продаже у подножья участка Мутяньюй Великой Китайской Стены. Уверен, что многим туристам, отправляющимся на экскурсию, он поможете сэкономить деньги.

      Не хотел обидеть ни бурятов, ни другие национальности, но мне казалось, что СОВЕТСКОМУ человеку легче понять европейцев, чем, скажем, иранцам… У меня есть друзья в Узбекистане, в Азербайджане… Хоть, они и — азиаты, все же, не такие, как — тайцы, например. Они ближе по мышлению к европейцам.

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Кстати, Азиявед, я видел потрясающие фотографии туристов, которые ходили на не отреставрированные участки Китайской стены. Если у Вас есть тоже, буду благодарен, если пару кадров пришлете мне на почту (см. отчет в разделе «Авторам статей» ссылку на рассказы о поездке в Симатай (Simatai, 司马台) и в Mutianyu). Сегодня я бы с удовольствием повторил экскурсию, но поехал бы на не отреставрированный участок…

      View Comment
  11. Andrey:

    Спасибо за подробный рассказ. Тоже съездили в Мутяньюй. На автобусе 916快 (экспресс) надо ехать до конечной остановки: автовокзал города Хуайроу (Huairou). Не поддаваясь на провокации китайцев, которые зовут тебя выйти из автобуса раньше. На автовокзале вас встретят еще такие же китайцы и отвезут до стены за 30 юаней с белого лица. Вход + шатл бас стоит 45+15 юаней. Канатка + тобогган: 20+80 юаней, все вместе — 160 RMB.

    View Comment
    • Сергей:

      Андрей, спасибо за свежие вести с полей! 🙂 А каков Ваш отзыв? Стоило ехать на Великую Китайскую Стену? Много ли было народу на стене? В какое время Вы туда добрались? Мне лично было бы интересно узнать, что еще в Китае смотрели, понравилась ли страна, еда, люди? Я вот, точно еще не один раз в Китай отдыхать поеду. 🙂

      View Comment
    • Сергей:

      Вот еще раз посмотрел, как добраться до Мутяньюй только на автобусе: садимся на экспресс 916 Express (916快), который идет до Mutianyu Great Wall (慕田峪长城). Важное замечание: конечная остановка данного маршрута Huairou Beidajie (怀柔北大街). Здесь нужно пересесть на автобус №936 (936 路支线) (Huairou — Dongtai 怀柔至洞台) и ехать 18,6 километра (8 остановок) до Стены Мутяньюй. Цена билета на 936 автобус — 8 RMB. Время работы автобусов: 6:00-17:00 ( каждые 20 минут).

      Хотя, уж эти 22 юаня экономии, наверное, не стоят хлопот. 🙂 И проще доехать на такси.

      View Comment
  12. Ольга:

    Сергей, добрый день! Очень интересная и нужная информация. Спасибо! Я хотела бы поинтересоваться, можно ли посетить Китайскую стену, если у нас 12-ти часовая пересадка в Пекине? Т.е., успеем ли мы за это время доехать до стены из аэропорта, погулять там, хотя бы, пару часов, и вернуться обратно в аэропорт? Если да, то до какого участка лучше ехать и каким путем? Мы в Пекине будем 1-й раз, очень хотелось бы увидеть это чудо света. 🙂 Благодарю!

    View Comment
    • Andrew:

      Ольга, успеете до любого участка Великой Китайской Стены. Как доехать написано именно в этой статье.

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ольга, спасибо за отзыв! Наверное, Вы только комментарии читали? 😉 В статье, как раз и расписано подробно, как добраться к разным участкам стены из Пекина. 🙂 Мы выехали из хостела в центре города к Мутяньюй около 13:00. Туда добирались часа 2 (всего, с поездкой на метро, проходом к автобусной станции), бродили по стене около часа (очень мало) и к 18 или 19 часам были уже в Пекине. Т.е., экскурсия займет около 6-ти часов. Ну, прибавьте еще 2 часа на случай супер-пробок. Все равно, успеваете. Скачайте заранее карту метро Пекина и визуально представьте на какой станции выйти и куда идти.

      Если боитесь, поезжайте на участок Бадалин — на поезде никакой трафик не страшен. Хотя, по-отзывам туристов, там и народу больше и не так красиво, как в Мутяньюй.

      View Comment
  13. yush:

    Великая Китайская Стена входит в список семи новых чудес света. И, если вы приехали в Китай, нельзя не съездить сюда. Еще ВКС- это самый огромный архитектурный памятник. Так как длина сооружения составляет более 2 тысяч километров, конечно, всю ее посмотреть не удастся.

    Я съездила на самый посещаемый участок — Бадалин (The Great Wall of Badaling, 八达岭). В экскурсию включены следующие развлечения: документальное кино про стену, музей, прогулка по стене, где можно сфотографироваться, гробница Минь. Цена экскурсии на Великую Китайскую Стену составила 140 RMB. Было очень интересно! Стоило того!

    View Comment
    • Сергей:

      Да уж, трудно вообразить, как такую громадину, как Великая Китайская Стена, можно было построить в те времена — ни кранов, ни бетоносмесителей не существовало.

      View Comment
    • Liliya:

      Подскажите, откуда Вы брали экскурсию за 140 юаней? Гид был на русском языке? Сколько времени было на прогулку по ВКС? Заранее благодарим за скорый ответ, через 2 дня вылетаем в Пекин.

      View Comment
      • Евгения:

        Мы ездили на Великую Китайскую Стену сами. Все вычитали на форуме Винского. Есть подробные отчеты.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Зачем же форум Винского? Неужели можно еще точнее написать, как добраться ко всем трем участкам (Симатай, Мутяньюй и Бадалин), в сравнении с тем, что я рассказал в данном отчете? 😳

          View Comment
  14. Константин:

    Добрый день! Спасибо за отчет о поездке на Великую Китайскую Стену! Попробую по вашим стопам. 🙂 Вопрос по таксисту: надо было выходить с автобуса или дальше ехать на нем до нужной остановки?

    View Comment
    • Сергей:

      Константин, здравствуйте! 🙂 Завидую Вам: тоже хотел бы снова в Китай поехать.

      Почитайте комментарии выше, как добраться до Мутяньюй. Вот, например, Андрей писал, что можно не выходить из автобуса 916快 (экспресс) и доехать до конечной остановки Хуайроу (Huairou).

      View Comment
      • Константин:

        Здравствуйте, Сергей! Спасибо. Комментарии к отчету не дочитал. 🙁 Завтра лечу в Харбин, потом — в Пекин на пару дней.

        View Comment
        • Сергей:

          Удачного путешествия в Китай! Где-то я читал отчет, как ребята поехали на Мутяньюй по следам нашего отчета, и их там также встречал таксист, и именно тот мужчина, что на фотографии. Так что, будете на Великой Китайской Стене и встретите нашего «гида», передавайте привет тогда! 😉

          View Comment
          • Константин:

            Посмотрим, стоимость проезда 300+300 рублей за такси до Великой Китайской Стены — не такие и большие деньги. Попробуем, конечно, автобусный маршрут сначала. Потом расскажу о нашей экскурсии. 🙂

            View Comment
  15. Юлия:

    Очень интересная и полезная статья! Спасибо за подробный отчет о поездке из Пекина к Китайской Стене самостоятельно. Стало интересно почитать остальные Ваши рассказы.

    View Comment
    • Сергей:

      Спасибо, Юлия! Китай — очень интересная страна, поэтому занимательно и читать рассказы о путешествии туда. Главное, если поедете, чтобы вернулись. А то Константин обещал в комментарии выше оставить отзыв о своей экскурсии на Мутяньюй, но так ничего и не слышно. Уж не заблудился ли в Китае? 😉

      View Comment


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту