\n

1. Премиальная мыльница Fujifilm X30. Обзор и примеры фотографий с внешней вспышкой

Некоторое время назад на работе встал вопрос о замене служебной фотокамеры. Старенький компакт, видавший еще, наверное, времена, когда профессионалы спорили на форумах, что лучше купить: плёнку или цифру, выдавал просто никакие фотографии. Пользоваться камерой будет хрупкая девушка, часто разъезжающая по командировкам и не горящая особым желанием таскать с собой большую фотосумку. Основное пожелание к новому фотоаппарату – как можно большая компактность. После недолгих раздумий, анализа имеющихся на рынке вариантов, я посоветовал взять мыльницу из премиального сегмента: Fujifilm X30. И обязательно с внешней вспышкой!.. Так у меня появилась возможность испытать фотокамеру в работе и составить свое мнение, стоит ли покупать дорогой компакт. Представляю сегодня вашему вниманию тест Фуджифильм Х30 в двух частях с примерами снимков, снятых в различных условиях.


Фото 1. Вид цифрового фотоаппарата Fujifilm X30 в комплекте с внешней вспышкой Fujifilm EF-42. Камера установлена на карбоновый штатив Sirui T-2204X с головкой G20KX.

Фото 1. Вид цифрового фотоаппарата Fujifilm X30 в комплекте с внешней вспышкой Fujifilm EF-42. Камера установлена на карбоновый штатив Sirui T-2204X с головкой G20KX.

В двух главах обзора мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

  • Основные характеристики премиальной мыльницы Фуджифильм Х30.
  • Чем данная модель лучше дешевых компактов, псевдозеркалок и ультразумов.
  • По каким параметрам Фуджи Х30 проигрывает одноклассникам (X70 и Х100S) и беззеркалкам Fuji.
  • Сравнение с некоторыми конкурентами: модельный ряд Sony Cyber-shot RX100 и Canon Powershot серии «X».
  • Образцы снимков, снятых с использованием внешней вспышки Fujifilm EF-42.
  • С чего начать, чтобы научиться красиво фотографировать на эту фотокамеру.
  • Какие настройки выставлять на Fuji X30 при съемке в Jpeg.

Итак, начнем потихоньку наш обзор. Только предупрежу сначала, что все фотографии в данном отзыве сняты в формате RAW (у Фуджи он называется RAF), обработаны в Lightroom и доведены в Photoshop. И анализирую я параметры камеры с точки зрения опытного фотографа, интересующегося, стоит ли приобрести эту дорогую мыльницу в качестве легкой и компактной альтернативы зеркалке. Если вы планируете фотки снимать в Jpeg и дополнительно не обрабатывать, будет трудно (а часто – невозможно) получить такой же результат. Почему я снимаю в РАВ – расписано в обсуждении полнокадровой зеркалки Nikon D610.

Фотография 2. Если во время съемки в Jpeg на камере Fujifilm X30 неправильно выставить параметры съемки, получим испорченное изображение. Параметры: выдержка 1/250, экспокоррекция -1.0, диафрагма f/2.5, ISO 250, фокусное 16,1 мм. Вспышка выключена. Режим съемки

Фотография 2. Если во время съемки в Jpeg на камере Fujifilm X30 неправильно выставить параметры съемки, получим испорченное изображение. Параметры: выдержка 1/250, экспокоррекция -1.0, диафрагма f/2.5, ISO 250, фокусное 16,1 мм. Вспышка выключена. Режим съемки «А».

Фотография 3. При съемке в формате РАВ, исправить ошибку экспозиции - пару щелчков мышки. Преимущество камеры Fuji X30 - возможность использования данного формата.

Фотография 3. При съемке в формате РАВ, исправить ошибку экспозиции — пару щелчков мышки. Преимущество камеры Fuji X30 — возможность использования данного формата.

Основные характеристики компакта Fujifilm X30

Если мы зайдем на официальный сайт Фуджи, увидим, что компания выпускает три группы фотоаппаратов: компактные мыльницы серии “FinePix”, компакты премиум-класса и системные фотокамеры с кроп-фактором Кф=1,5 со сменными объективами, под общим обозначением “Fujifilm X”.

Hotite ponyat', chem myl'nica otlichaetsya ot premial'nogo kompakta, a on – ot kropnutoj bezzerkalki. I bezzerkal'nyj fotik – ot zerkalki? CHitajte stat'yu pro vybor horoshego fotoapparata.
Хотите понять, чем мыльница отличается от премиального компакта, а он – от кропнутой беззеркалки. И беззеркальный фотик – от зеркалки? Читайте статью про выбор хорошего фотоаппарата.
Urok fotografii, ob
Урок фотографии, объясняющий, что такое кроп, кроп-фактор, эквивалентное фокусное расстояние. Как эти параметры влияют на качество изображения, на степень приближения.

Модель Fujifilm X30 относится к премиальным компактам. В группу входят также Fujifilm X70, X100T, X100S, XF1, XQ1 и XQ2. Чем отличаются друг от друга разные камеры серии «Фуджифильм Х», подробно расписывалось в обзоре любительской беззеркалки Fuji X-M1. Она пришла на смену предыдущей модели X20, в развитие которой получила электронный видоискатель (вместо оптического), откидной экран (не такой удобный, как на зеркалках Nikon D5100, но хоть что-то), возможность управления настройками съемки методом поворота специального кольца на объективе, отдельную кнопку пуска записи видео.

В фотоаппарате Фуджифильм Х30 стоит та же матрица, что и в Фуджифильм Х20: 12-ти мегапиксельная X-Trans CMOS II, и процессор EXR Processor II. Радость для владельцев – срок службы аккумулятора увеличен с 270-ти до 470-ти кадров. Много это или мало? В обзоре моей зеркалки Nikon D5100 я писал, что за 3,5 года владения не было ни одного случая, чтобы мне не хватило зарядки закончить съемку (в том числе, в морозы -250С).

Фотография 4. Пример съемки динамичного сюжета на мыльницу Фуджи Х30. Видим, что если обеспечить нормальную выдержку, движущийся объект получится четким. 1/400, 2.2, 7.9

Фотография 4. Пример съемки динамичного сюжета на мыльницу Фуджи Х30. Видим, что если обеспечить нормальную выдержку, движущийся объект получится четким. 1/400, 2.2, 7.9

На самом деле, информацию, что я привел выше, можно узнать в любом обзоре Fujifilm X30, опубликованном на специализированных ресурсах. Мне кажется, начинающему фотолюбителю не совсем понятно, насколько эти параметры хороши или плохи. Поэтому давайте попробую объяснить простыми словами, почему камера стоит в 3 раза дороже, например, мыльницы Fujifilm FinePix S8600 (30 тысяч против 10-ти тысяч рублей).

Преимущества премиального компакта перед дешевыми мыльницами

В статье про выбор хорошего фотоаппарата (ссылка выше) мы узнали, что, по мнению профессионалов, на качество изображения влияет, в первую очередь, не количество пикселей матрицы (точнее, чем их больше, тем хуже), а физический размер сенсора, значения динамического диапазона, глубины цвета и рабочего ISO. Кроме того, сильное влияние оказывает качество стекла объектива и его светосила (способность выставить максимально открытое отверстие, чтобы пропустить на матрицу больше света).

Так вот, если сравнить дешевую мыльницу Fujifilm FinePix S8600 и дорогой компакт Fuji X30, увидим, что размеры сенсора у первой составляют 1/2,3” против 2/3” у второй. Площадь матрицы у данных моделей отличается почти в 2 раза: 30,7 и 58,1 квадратных микрометра. Опытные фотографы знают, что, чем мельче пиксель, тем раньше проявляются цифровые шумы, портящие картинку (цветные точки на снимке).

Фото 5. Тестирование Фуджифильм Х30 в условиях плохого освещения. Как фотографировать детей. 1/400, -0.33, 2.2, 400, 7.6

Фото 5. Тестирование Фуджифильм Х30 в условиях плохого освещения. Как фотографировать детей. 1/400, -0.33, 2.2, 400, 7.6

Фотография 6. Тест Fujifilm X30 на вечерней съемке. 1/400, -1.0, 2.2, 500, 7.6

Фотография 6. Тест Fujifilm X30 на вечерней съемке. 1/400, -1.0, 2.2, 500, 7.6

Маркетологи заставили «впихнуть» в сенсор Fujifilm FinePix S8600 целых 16 мегапикселей, поэтому площадь одного пикселя составляет: Sп=30.7/16=1.9 кв.микрона. В то же время, у более дорогой версии мыльницы Fujifilm X30 пиксель намного крупнее: Sп=58,1/12Мп=4,8 кв.микрометра. В 2,54 раза здесь выигрыш у премиального компакта!

Теперь сравним характеристики объективов. Дешевая мыльница является, так называемым, ультразумом: у неё фокусное расстояние линзы меняется от ширика до слабого телевика (36-ти кратный оптический зум). Реальные фокусные расстояния: 4,5-162 мм. Диапазон светосилы: f/2.9-6.9.

Здесь цифра 162 мм говорит о том, что объектив может довольно сильно приближать изображение. Но при этом диафрагма составит f/6.9, что очень и очень мало. Думаю, уже в условиях пасмурного дня владелец не сможет получить резкое изображение при съемке с рук. По крайней мере, обладатель кропнутой зеркалки Nikon D5100 (у которой матрица намного крупнее, чем у Фуджи Х30) купил «тёмный» тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 и очень быстро его продал по причине недостатка диафрагмы f/6.3 для нормальной съемки.

Фотография 7. Обзор цифрового фотоаппарата  Fujifilm X30. Мнение профессионалов. 1/250, -1.33, 2.2, 200, 76

Фотография 7. Обзор цифрового фотоаппарата Fujifilm X30. Мнение профессионалов. 1/250, -1.33, 2.2, 200, 76

Фото 8. Съемка на Фуджи Х30 в вечернее время. 1/640, -0.67, 2.2, 1000, 11.7

Фото 8. Съемка на Фуджи Х30 в вечернее время. 1/640, -0.67, 2.2, 1000, 11.7

В помещении снимать на мыльницу Fujifilm FinePix S8600, в принципе, невозможно, так как при таком «темном» объективе, часто потребуется выставлять ИСО более 1000 единиц, а у данной модели рабочее ISO – не более 300-400 единиц. Т.е. картинка всегда будет отвратительного качества ввиду сильных цифровых шумов.

CHto takoe ISO, vyderzhka i diafragma dolzhen znat' lyuboj fotolyubitel', hot' on snimaet na smartfon, hot' na professional'nuyu zerkal'nuyu kameru. CHitajte osnovopolagayushchij urok dlya nachinayushchih
Что такое ISO, выдержка и диафрагма должен знать любой фотолюбитель, хоть он снимает на смартфон, хоть на профессиональную зеркальную камеру. Читайте основополагающий урок для начинающих.
Vvidu horoshej svetosily, myl'nica Fujifilm X30 sposobna v nekotoryh usloviyah nemnogo razmyt' fon, chto trudnee sdelat' na Fujifilm FinePix S8600. Ot chego zavisit stepen' razmytiya rasskazyvaetsya v otdel'nom fotouroke
Ввиду хорошей светосилы, мыльница Fujifilm X30 способна в некоторых условиях немного размыть фон, что труднее сделать на Fujifilm FinePix S8600. От чего зависит степень размытия рассказывается в отдельном фотоуроке.

У дорогой мыльницы Фуджифильм Х30 объектив имеет реальные фокусные расстояния 7,1-28,4 миллиметра, т.е. приближает он изображение в 5,7 раз хуже, чем Fujifilm FinePix S8600. Но! Светосила у Фуджика Х30 находится в диапазоне f/2.0-f/2.8. Если вы уже прочитали по ссылке выше урок фотографии для новичков о том, как научиться настраивать цифровой фотоаппарат, и как выбрать ISO, диафрагму и выдержку, помните таблицу на рисунке №10.

Из неё видно, что, если в помещении съемка компактом Fujifilm FinePix S8600 потребует выставить ИСО 1000 единиц, то при диафрагме f/6.9 выдержка составит около 1/500 секунды. А вот объектив дорогого фотоаппарата Fuji X30 позволит при f/2.8 установить 1/500 секунды при ИСО 250 единиц. В 4 раза ниже!!! И это ISO – рабочее для Фуджи Х30, в то время, как 1000 единиц для ФайнПикс Эс8600 – смертельное.

Фотография 9. На высоких ISO страдает качество картинки из-за цифрового шума. Если мы начинаем его "давить", теряется детализация изображения. 1/1600, +1.0, 2.8, 1600, 21.9

Фотография 9. На высоких ISO страдает качество картинки из-за цифрового шума. Если мы начинаем его «давить», теряется детализация изображения. 1/1600, +1.0, 2.8, 1600, 21.9

Фото 10. Тем не менее, камера Fujifilm X30 хорошо фокусируется даже в условиях слабого освещения при съемке динамических сюжетов. 1/1600, -0.67, 2.2, 1600, 10

Фото 10. Тем не менее, камера Fujifilm X30 хорошо фокусируется даже в условиях слабого освещения при съемке динамических сюжетов. 1/1600, -0.67, 2.2, 1600, 10

Кроме более крупной матрицы и светосильного объектива, у Fujifilm X30 имеется ряд других положительных свойств и приспособлений: по своей концепции это – беззеркалка с маленьким сенсором и несъемной линзой.

  • Фотоаппарат может снимать в формате РАВ – в сотни раз повышаются возможности постообработки в редакторе Лайтрум с получением качественных фотографий.
  • Основные кнопки и диски управления находятся на корпусе камеры. Имеется колесо выбора творческих режимов PASM. Можно задавать различные функции управления разным кнопкам. Колесико экспокоррекции. Все это очень повышает удобство и скорость настройки фотоаппарата в сравнении с классическими дешевыми компактами.
  • Возможность выставить Auto ISO: указали минимальный и максимальный диапазон ISO, необходимую выдержку – камера обеспечивает заданное время экспозиции при выбранной диафрагме, стараясь снимать при возможно меньшем ИСО. Невероятно удобно! Не приходится портить кадры, снимая сначала на высоком ISO в помещении, а потом выйдя на светлую улицу, забыв снизить ISO. И наоборот: войдя с улицы в дом, не испортим снимки микросмазом, забыв поднять светочувствительность.
  • Камера Fujifilm X30 может снимать с брекетингом экспозиции. Это добавляет комфорта при составлении HDR-фотографий.
  • Фотоаппарат имеет функцию интервальной съемки – можно с удовольствием монтировать таймлапсы (это, когда снимается несколько сотен кадров c заданным интервалом, и затем из них монтируется видео).

На зеркалках я воздерживаюсь от съемки таймлапса, так как быстро выйдет из строя затвор. В мыльнице нет зеркала – спокойно можно снимать тысячи кадров.

  • Как и в зеркалках, и беззеркалках, при съемке в JPEG можно задействовать функцию расширения динамического диапазона (у Никон называется «Активный D-lighting»): притеняются светлые участки, осветляются темные. Представьте, вы хотите снять портрет человека против светлого окна? Либо он выйдет черным, а небо нормальным, либо парень – нормальный, небо – белое. А с расширенным ДД эта проблема решается.
  • В любой момент можно вызвать гистограмму и посмотреть наличие клиппинга в тенях и светах. Съемка в формате RAW позволяет снимать с уводом гистограммы вправо (ETTR). Все это повышает возможности снять качественное фото на Fujifilm X
Dolgoe vremya ya ne znal, kak chitat' gistogrammu i zachem ona voobshche nuzhna. Kak razobralsya, ponyal, chto ehto – vazhnejshij instrument fotografa. Tekhnicheskoe kachestvo foto srazu vyroslo.
Долгое время я не знал, как читать гистограмму и зачем она вообще нужна. Как разобрался, понял, что это – важнейший инструмент фотографа. Техническое качество фото сразу выросло.
CHto takoe ehkspokorrekciya, aktivnyj D-lighting, kak fotografirovat' protiv sveta, kakie rezhimy zamera ehkspozicii byvayut, podrobno opisyvaetsya v uroke fotografii dlya novichkov.
Что такое экспокоррекция, активный D-lighting, как фотографировать против света, какие режимы замера экспозиции бывают, подробно описывается в уроке фотографии для новичков.
  • У мыльницы Фуджифильм Х30 есть «горячий башмак», на который можно нацепить внешнюю вспышку (не только родную, но и множество моделей Никон, а также китайских производителей: например, Nissin или Yongnuo).
  • Внешняя вспышка на «башмаке» может работать в режиме «Коммандер», т.е. управлять другими источниками света в студии.
  • Наличие ручного, покадрового и следящего режима фокусировки. Удобно снимать движущиеся объекты.
  • Можно блокировать фокус и экспозицию – навелись по лицу, перекадрировали кадр, не теряя фокусировки.
  • Для большего удобства можно приобрести дополнительные принадлежности: а) проводной пульт спуска затвора RR-90 – незаменим при съемке ночных пейзажей, натюрмортов, звездного неба, HDR, панорам и тому подобное (в общем, всего почти, для чего используется штатив для фотоаппарата); б) стереомикрофон-пушка Mic-St 1 – читайте, как снять профессиональное видео на зеркалку или беззеркалку; в) бленда для предотвращения боковой засветки («зайцев») LH-X
Sravnenie kachestva fotografij, poluchaemyh na lyubitel'skuyu zerkalku Nikon D5100 i myl'nicu Sony Cyber-shot DSC HX50, snyatyh v dnevnoe vremya. V celom, kachestvo neplohoe
1. Сравнение качества фотографий, получаемых на любительскую зеркалку Nikon D5100 и мыльницу Sony Cyber-shot DSC HX50, снятых в дневное время. В целом, качество неплохое.
Vo vtoroj chasti obzora kompakta Sony Cyber-shot DSC HX50 mozhno uvidet', naskol'ko ona proigryvaet zerkal'nomu fotoapparatu. Matrica Fujifilm X30 noch'yu vydaet rezul'tat nenamnogo luchshe.
2. Во второй части обзора компакта Sony Cyber-shot DSC HX50 можно увидеть, насколько она проигрывает зеркальному фотоаппарату. Матрица Fujifilm X30 ночью выдает результат ненамного лучше.

Почему компакт Fujifilm X30 хуже беззеркальных камер

Мыльницу покупают фотолюбители, у которых малые размеры стоят в предпочтениях выше, чем качество фотографий. Те фотографы, кто желает получить нормальные снимки, но у них нет денег на новую зеркалку или беззеркальную камеру, возьмут подержанную технику – из-за крупной матрицы и хорошего автофокуса, возможности менять объективы. Даже модели 10-ти летней давности, превосходят компакты по качеству съемки в сложных условиях.

Фото 11. Тест Fuji X30 в вечернее время. 1/1600, -0.67, 2.2, 1600, 11.3

Фото 11. Тест Fuji X30 в вечернее время. 1/1600, -0.67, 2.2, 1600, 11.3

Фотография 12. Отзывы о фотоаппарате Fujifilm X30. 1/125, 2.8, 640, 21.9

Фотография 12. Отзывы о фотоаппарате Fujifilm X30. 1/125, 2.8, 640, 21.9

Фото 13. Обзор мыльницы Фуджи Х30. 1/125, 2.8, 640, 28.4

Фото 13. Обзор мыльницы Фуджи Х30. 1/125, 2.8, 640, 28.4

Камера Fuji X30 уступает своим старшим собратьям, беззеркалкам (или как их официально называет Фуджи – системным компактным камерам со сменными объективами) размером матрицы. У беззеркалок сенсор – APS-C с кроп-фактором Кф=1.5, а это значит, что габаритные размеры у него 23,6*15,7 мм (370 мм.кв.). Например, площадь одного пикселя у беззеркального фотоаппарата Fujifilm X-A2 составляет Sп=370/16,5Мп=22,4 мкм.кв. против 4,8 мкм у Fujifilm X30 и 1,9 мкм.кв. у Fujifilm FinePix S8600.

Всё, можно дальше не продолжать: уровень шумов у компакта по причине малых размеров пикселей намного выше. Посмотрите примеры фотографий, снятых на любительскую беззеркалку начального уровня Фуджи Х-М1 в дневное и ночное время в прошлом году.

Nachalo obzora sistemnoj kompaktnoj kamery so smennym ob
1. Начало обзора системной компактной камеры со сменным объективом Fujifilm X-M1 и сравнение с Nikon D5100. Обсуждаются основные проблемы по настройкам фотоаппарата у новичков.
Prodolzhaem testirovat' Fudzhifil'm H-M1 i Nikon D5100 v odinakovyh usloviyah. Smotrim, sposobna li bezzerkalka fotografirovat' syuzhety s aktivnym dvizheniem v kadre.
2. Продолжаем тестировать Фуджифильм Х-М1 и Никон Д5100 в одинаковых условиях. Смотрим, способна ли беззеркалка фотографировать сюжеты с активным движением в кадре.

Посмотрев примеры фотографий, снятых на Фуджи Х30 в темное время суток, я немного в печали: из-за узкого динамического светлые участки изображения «выгорели» почти так же, как и у Sony Cyber-shot HX50 (см. тест по ссылке, размещенной ранее). Наверное, лучше было поступиться желанием компактности и взять беззеркалку Fujifilm X-A2 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 или уже испытанную Fujifilm X-M1 (почему-то ее перестали производить, судя по официальному сайту).

Конкуренты Фуджи Х30 – какие еще компакты рассматривались  

Честно говоря, поскольку я всегда относился к мыльницам скептически, то при покупке сравнивал не так много вариантов. Фактически, выбирал между Fujifilm X30 и Sony Cyber-shot DSC RX100 (см. классификацию обозначений Сони в комментарии к обзору).  Преимущество конкурента – матрица больших размеров: 1 дюйм (1”). Габариты заметно меньше. При этом объектив у нее менее светосильный в вытянутом положении: f/1.8-f/4.9, фокусные расстояния 10,4-37,1 мм.

Фотография 14. Съемка на Фуджифильм Х30 в ночное время. Снято со штатива с задержкой спуска 10 секунд. Выдержка 3,5 секунды, экспокоррекция -0.33, F/10.0, 200, 21

Фотография 14. Съемка на Фуджифильм Х30 в ночное время. Снято со штатива с задержкой спуска 10 секунд. Выдержка 3,5 секунды, экспокоррекция -0.33, F/10.0, 200, 21

Фото 15. При съемке ночью, даже на минимальном ИСО, качество изображения на Фуджифильм Х30 далеко от идеала. Посмотрите на свет от фонарей. Их "выжгло" из-за узкого динамического диапазона матрицы. 4.3, 8.0, 200, 9.6

Фото 15. При съемке ночью, даже на минимальном ИСО, качество изображения на Фуджифильм Х30 далеко от идеала. Посмотрите на свет от фонарей. Их «выжгло» из-за узкого динамического диапазона матрицы. 4.3, 8.0, 200, 9.6

Возвращаясь к таблице на рисунке №10 в уроке фотографии по выбору настроек цифровых фотоаппаратов: если на Sony Cyber-shot DSC RX100 придется выставить ИСО 1000 для обеспечения выдержки 1/250 при диафрагме f/4.9, то на Fujifilm X30 для той же выдержки при той же апертуре будет достаточно ISO 500 единиц, поскольку диафрагму можно открыть до f/2.8.

Второй существенный минус премиальной мыльницы Sony Cyber-shot DSC RX100 – отсутствие «горячего башмака», через который можно подключить внешнюю вспышку. В помещении, при плохом свете, невозможно снять качественный репортаж не только на компакт, но даже на кропнутую и дорогую полнокадровую зеркалку.

«Горячий башмак» появился в следующей версии Sony Cyber-shot DSC RX100 M2, но стоит она уже на 30% дороже Fuji X30 при том же «темном» объективе. Получается, что при съемке днем или в сумерках Сони будет выигрывать в качестве изображения, но при фотографировании всяких корпоративных мероприятий в помещении она «сольется» Фуджику.

Фотография 16. Пример съемки на Fujifilm X30 при экстримально высоком ИСО. Как видно, при ISO 3200 можно обеспечить требуемую выдержку, но качество изображения неприемлемо. 1/40, -0.33, 2.8, 3200, 18.

Фотография 16. Пример съемки на Fujifilm X30 при экстримально высоком ИСО. Как видно, при ISO 3200 можно обеспечить требуемую выдержку, но качество изображения неприемлемо. 1/40, -0.33, 2.8, 3200, 18.

Фото 17. Думаю, съемка даже на полнокадровую зеркалку была бы непростой, потому что объекты двигаются, нужна короткая выдержка, а значит - высокое ИСО. Пример съемки на Fujifilm X30 с высоким ISO. 1/30, -0.33, 2.8, 3200, 18.

Фото 17. Думаю, съемка даже на полнокадровую зеркалку была бы непростой, потому что объекты двигаются, нужна короткая выдержка, а значит — высокое ИСО. Пример съемки на Fujifilm X30 с высоким ISO. 1/30, -0.33, 2.8, 3200, 18.

Фотография 18. Все ночные снимки с Фуджи Х30 в этой серии обработаны фильтром-шумодавом Dfine 2 из набора плагинов Nik Collection. В оригинале шумы, конечно, выше. 1/35, -0.33, 3.2, 3200, 10

Фотография 18. Все ночные снимки с Фуджи Х30 в этой серии обработаны фильтром-шумодавом Dfine 2 из набора плагинов Nik Collection. В оригинале шумы, конечно, выше. 1/35, -0.33, 3.2, 3200, 10

Фото 19. Не спасает даже перевод картинки в черно-белый режим. Ночная съемка - не родная стихия для мыльницы Fujifilm X30.

Фото 19. Не спасает даже перевод картинки в черно-белый режим. Ночная съемка — не родная стихия для мыльницы Fujifilm X30.

Если рассматривать продвинутые версии мыльниц от Кэнон, то можно было купить Canon Powershot G9 X, G5 X или G3 X. Здесь похожая история с Сони: у G9 X нет «горячего башмака» и «темный» объектив; у Canon Powershot G5 X объектив светосильный и внешняя вспышка подключается, но цена на 60% выше.

Модель G3 X стоит, как хорошая беззеркалка, уступая ей по размерам матрицы и, соответственно, по уровню шумов. На мыльнице Canon Powershot G5 X стоит «темный» тревел-зум (объектив с большим диапазоном фокусных расстояний от ширика до телевика: 8.8-220 мм, f/2.8-5.6). Но беда та же, что и с другими мыльницами: на своем Nikon D5100, когда я использовал телеобъектив Nikon 70-300mm f/3.5-5.6 в пасмурную погоду или вечером приходилось выставлять ИСО 800-1600 единиц. Для компакта Canon Powershot G3 X такие параметры светочувствительности – уже за пределами нормального: по данным сайта Dxomark рабочее ISO у этой мыльницы составляет 521 единицу.

Фотография 20. Но посмотрите, фокусировка в темноте на Фуджифильм Х30 проходит точно. Просто, не хватает выдержки и рабочего ISO. 1/20, +1.0, 2.5, 3200, 11.3

Фотография 20. Но посмотрите, фокусировка в темноте на Фуджифильм Х30 проходит точно. Просто, не хватает выдержки и рабочего ISO. 1/20, +1.0, 2.5, 3200, 11.3

Фото 21. Пример съемки на Fujifilm X30 при высоком ISO ночью в подземном переходе. 1/20, +1.0, 2.5, 3200, 7.1

Фото 21. Пример съемки на Fujifilm X30 при высоком ISO ночью в подземном переходе. 1/20, +1.0, 2.5, 3200, 7.1

22. Пример ночной фотографии с компакта Фуджи Х30. 1/18, -0.33, 2.5, 200, 19.5

22. Пример ночной фотографии с компакта Фуджи Х30. 1/18, -0.33, 2.5, 200, 19.5

23. Отзывы о мыльнице Fujifilm X30. 2.3, 8.0, 200, 24.6

23. Отзывы о мыльнице Fujifilm X30. 2.3, 8.0, 200, 24.6

24. Фотографируем ночной городской пейзаж на Fujifilm X30. 2.1, 8.0, 200, 28.4

24. Фотографируем ночной городской пейзаж на Fujifilm X30. 2.1, 8.0, 200, 28.4

Что получится, если для компакта Fujifilm X30 купить внешнюю вспышку Fujifilm EF-42  

Приходилось ли вам фотографировать зеркалкой или беззеркалкой на свадьбе, дне рождения или другом торжестве в помещении? Как результат? Обычно он фотографов не радует: темно, приходится поднимать ИСО и получать много цифрового шума. Встроенная вспышка – маленький источник света, бьющий в лицо, поэтому тени на фотографиях резкие, а картинка с фронтальным освещением – плоская.

Единственный выход из ситуации – покупка внешней вспышки. Тогда и на свадьбе, и на детском утреннике можно фотографировать без особых проблем: для обеспечения короткой выдержки не придется задирать ISO.

Читая обзоры Fujifilm, у меня сложилось впечатление, что на эту мыльницу можно поставить только три модели внешних вспышек. Причем две из них настолько маломощные, что нет смысла тратить деньги. В общем, выбрали Fujifilm EF-42…

Фото 25. Так будет выглядеть ваша камера Fujifilm X30, если на неё установить вспышку Fujifilm EF-42.

Фото 25. Так будет выглядеть ваша камера Fujifilm X30, если на неё установить вспышку Fujifilm EF-42.

Фотография 26. Как получить четкие, правильно экспонированные снимки в помещении, при фотографировании на мыльницу? Купите внешнюю вспышку. Камера Fuji X30 и Fujifilm EF-42.

Фотография 26. Как получить четкие, правильно экспонированные снимки в помещении, при фотографировании на мыльницу? Купите внешнюю вспышку. Камера Fuji X30 и Fujifilm EF-42.

Уже позже я узнал, что данная вспышка – это китайская модель Sunpak PZ42X с переделанным «шильдиком», продаваемая по 2-й цене. Также оказалось, что на все фотоаппараты Fujifilm X прекрасно ставятся вспышки от Nikon, Yongnuo и Nissin, у которых больше настроек и возможностей.

Вот несколько примеров фотографий, снятых на Фуджифильм Х30 вечером в комнате с закрытыми шторами. Сядьте в кресло, чтобы не упасть! Для мыльницы это – невероятный результат!

Фото 27. Пример съемки на продвинутый компакт Fujifilm X30 с внешней вспышкой Fujifilm EF-42. 1/30, 2.5, 200, 18.

Фото 27. Пример съемки на продвинутый компакт Fujifilm X30 с внешней вспышкой Fujifilm EF-42. 1/30, 2.5, 200, 18.

Фотография 28. Отзывы об использовании Fuji X30 с внешней вспышкой Fujifilm EF-42. 1/30, -0.33, 2.5, 200, 8.3.

Фотография 28. Отзывы об использовании Fuji X30 с внешней вспышкой Fujifilm EF-42. 1/30, -0.33, 2.5, 200, 8.3.

Как видно, на снимках получилась слишком длинная выдержка. Честно говоря, я не помню: возможно, в настройках стояло Auto ISO с данным временем экспозиции. Хотя, в комментариях к статье про выбор внешних вспышек для камер Фуджифильм Х30 один из фотографов отмечал, что в помещении лучше фотографировать в режиме «S», поскольку в «А» камера выставит неподходящую выдержку, в «М» в видоискателе будет темно.

Фото 29. Портрет получился резким. Но, из-за широкого угла объектива, уши "уползли" назад, нос - длинный, руки - огромные. Не подходит Fujifilm X30 для съемки нормальных портретов. 1/30, -0.33, 2.5, 200, 7.1

Фото 29. Портрет получился резким. Но, из-за широкого угла объектива, уши «уползли» назад, нос — длинный, руки — огромные. Не подходит Fujifilm X30 для съемки нормальных портретов. 1/30, -0.33, 2.5, 200, 7.1

Фотография 30. Примеры съемки на камеру Фуджи Х30 и вспышку Фуджифильм EF-42. Параметры: 1/30, -0.33, 2.5, 200, 7.9.

Фотография 30. Примеры съемки на камеру Фуджи Х30 и вспышку Фуджифильм EF-42. Параметры: 1/30, -0.33, 2.5, 200, 7.9.

Вы обратили внимание, что везде стоит экспокоррекция -0,33EV? Кадр получался переэкспонированным. Хорошо, что в фотоаппаратах Fujifilm X есть возможность одним нажатием клавиши вызвать гистограмму и проконтролировать результаты съемки.

Поскольку стены в комнате зеленого цвета, мы не могли направить световой поток в сторону – использовалась схема освещения: вспышка в белый потолок + белая карточка на задней стороне пыхи, чтобы часть потока направить в лицо. У модели Fujifilm EF-42 белой карты для отражения света не предусмотрено – мне пришлось закрепить резинкой лист бумаги. Такой отражатель позволяет подсветить тени под бровями (они могут возникнуть, поскольку свет приходит сверху) и зажечь отблески в глазах, делающие портрет выразительным.

Для своей любительской кропнутой зеркалки Nikon D5100 и для полного кадра Nikon D610 я внешнюю вспышку не покупал. Всегда стараюсь снимать с естественным освещением от окна и поднять ISO, чем использовать холодный, неживой свет от искусственного источника освещения. Если снять таким образом качественное фото не получается, то предпочитаю вообще не фотографировать.

Почему? Потому что считаю, что для художественного фото понадобится, как минимум, 3 внешних вспышки и система отражателей на стойках, чтобы создать рисующий, заполняющий, фоновый и контровой свет… Примеры фото со вспышкой, представленные выше, показали, что даже мыльница Fujifilm X30 может снять резкое, малошумное фото в помещении (кстати, обратили внимание, что на лбу не возникло отблесков от люстры сверху – вспышка помогла выровнять освещение).

Да, для свадебной съемки и других торжественных мероприятий (как говорят профессионалы, «для съемки пьянки-гулянки») эти фотографии сойдут. Но ведь картинка, все равно, скучная! Давайте посмотрим, что получается, если в этой же комнате фотографировать портрет с естественным светом от окна справа и белым отражателем слева.

Фотография 31. Пример съемки портрета на Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8 при свете от окна. 1/320, 2.8, 640, 44.

Фотография 31. Пример съемки портрета на Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8 при свете от окна. 1/320, 2.8, 640, 44.


Фото 32. Еще один образец съемки при естественном свете от окна на полный кадр Никон Д610 и репортажный объектив Никон 24-70мм f/2.8. 1/250, 2.8, 640, 38.

Фото 32. Еще один образец съемки при естественном свете от окна на полный кадр Никон Д610 и репортажный объектив Никон 24-70мм f/2.8. 1/250, 2.8, 640, 38.

Posmotrite, kakaya volshebnaya atmosfera sozdaetsya, esli fotografirovat' na hudozhestvennyj ob
Посмотрите, какая волшебная атмосфера создается, если фотографировать на художественный объектив. В этой комнате я снимал портрет на очень дорогой фикс Nikon 35mm f/1.4G с камерой Nikon D610.
SHikarnye portrety s estestvennym osveshcheniem ot okna my s otcom poluchali 32 goda nazad, snimaya v komnate na plenochnuyu kameru «Smena-6M». Vse, chto nuzhno dlya domashnej studii – taburet i prostyn'.
Шикарные портреты с естественным освещением от окна мы с отцом получали 32 года назад, снимая в комнате на пленочную камеру «Смена-6М». Все, что нужно для домашней студии – табурет и простынь.

Какие предварительные выводы можно сделать из первой части сегодняшнего обзора компакта Fujifilm X30?

  • Мыльница – и есть мыльница: днем снимает нормально, вечером приемлемо (многим дешевым моделям так и не снилось), ночью – отвратительно. Хотя, обратили внимание, что фокусируется она, все равно, хорошо.
  • Внешняя вспышка – отличное решение проблемы недостатка света при съемке в помещении. Это – обязательный аксессуар для свадебной съемки не только на компакт, но и на беззеркалку или зеркалку.
  • У цифрового фотоаппарата Фуджифильм Х30 фокусное расстояние меняется от сверхширокоугольного до широкоугольного. Поэтому портреты на неё можно снимать только для журнала «Крокодил»: обратите внимание на вытянутый нос, уши, далеко отстоящие назад и пропорционально не соответствующие телу руки. Все это – оптические искажения перспективы, связанные со съемкой на широкий угол.

Не забывайте, что по ссылке внизу или вверху справа можно перейти к чтению продолжения теста Фуджи Х30 – будем снимать фоторепортаж с «Гонки героев» в Екатеринбурге. А сейчас хочу показать бэкстэйдж (как это снято).

Фотография 33. Как фотографировать предметы для каталога интернет-магазина на полнокадровую камеру Nikon D610. Параметры съемки: 10 секунд, +0,67EV, 11.0, 100, 34.

Фотография 33. Как фотографировать предметы для каталога интернет-магазина на полнокадровую камеру Nikon D610. Параметры съемки: 10 секунд, +0,67EV, 11.0, 100, 34.

Фоном здесь служит обратная сторона туристического коврика (пенки). Слева – белый отражатель, справа – окно. На улице уже были сумерки, поэтому получилась длинная выдержка и такая необычная атмосфера в кадре. Поскольку здесь Fujifilm X30 установлена на мой карбоновый штатив Sirui T-2204X, зеркалку Nikon D610 во время съемки я положил на табурет, чтобы не было микросмаза. Затвор спускал в режиме «Автоспуск через 10 секунд».

Посмотреть результаты небольшого теста в магазине беззеркалок Fujifilm X-E2 и Sony Alpha ILCE-6000 Kit. После командировки, я решил, что пора приобрести что-нибудь компактное.

Преимущество премиальных мыльниц Fujifilm X30 состоит в том, что, как и «взрослые беззеркалки» типа Fujifilm X-T2, они позволяют владельцу настраивать фотоаппарат «под себя». Почитайте, как можно улучшить скорость работы системы автофокуса, повысить функциональность камеры.

Подробный обзор топовой модели Фуджифильм Х-Т2 с примерами фотографий на профессиональные объективы Фуджи 16-55/2,8 и Фуджи 50-140/2,8. Анализ отличий от других фотоаппаратов этой фирмы и от зеркальных камер Кэнон и Сони.

Otrazhatel' – nezamenimaya veshch' v rabote fotografa pri s
Отражатель – незаменимая вещь в работе фотографа при съемке портретов, натюрмортов и в других жанрах. Действие рефлектора демонстрируется в уроке фотографии по фотографированию цветов на черном фоне.
Pervyj raz ya stolknulsya s tem, chto pri ochen' nebol'shom kolichestve sveta mozhno poluchit' osobuyu atmosferu na snimke, vo vremya s
Первый раз я столкнулся с тем, что при очень небольшом количестве света можно получить особую атмосферу на снимке, во время съемки натюрморта в кладовке. Освещение поступало через узкую щель.
Dlya togo, chtoby snyat' fotografiyu v pomeshchenii bez vspyshki, trebuetsya priobresti svetosil'nyj ob
Для того, чтобы снять фотографию в помещении без вспышки, требуется приобрести светосильный объектив. Посмотрите фотоурок по съемке портретов при свечах, полученных на Никон Д5100 и Никон 50мм f/1.4G.
V obzore ya otmetil, chto ustarevshaya model' zerkalki legko zatknet za poyas sovremennuyu doroguyu myl'nicu. Posmotrite primery fotografij, snyatyh na Nikon D50 s horoshimi ob
В обзоре я отметил, что устаревшая модель зеркалки легко заткнет за пояс современную дорогую мыльницу. Посмотрите примеры фотографий, снятых на Nikon D50 с хорошими объективами.
Primery s
Примеры съемки на кропнутую зеркалку Nikon D5100 в условиях плохого освещения представлены в рассказе про фотографирование на концерте. Там использован светосильный зум Nikon 17-55mm f/2.8.
U polnogo kadra Nikon D610 rabochee ISO gde-to v 6 raz vyshe, chem u Fujifilm X30 i v 2,5 raza, chem u Nikon D5100. Posmotrite, kakie snimki poluchayutsya pri s
У полного кадра Nikon D610 рабочее ИСО где-то в 6 раз выше, чем у Fujifilm X30 и в 2,5 раза, чем у Nikon D5100. Посмотрите, какие снимки получаются при съемке ночью на ISO 2000 единиц.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 46

  1. Игорь:

    Нет, Павел, у меня была Сони А 3500 с APS-C — вот я поплевался-то. Спасибо, Серж, за совет — покопаюсь. Заряжаю батарею — и в бой! Огород — кошки — цветы. Панасоник уже нравится, и маленький, что мне и надо. Меню сложное после Лейки.

    View Comment
  2. Игорь:

    Есть по товарам (Отзовик) — думаю, все его знают. Т0ам мой отзыв по Сони A3500. Ссылочки тут, наверно, Серж запретил вставлять — но вот, если пролезет. otzovik.com/review_1809581.html

    View Comment
  3. Игорь:

    Ну что, я доволен, как дитя. На Лейке о таком и не мечтал. Фото c Panasonic GF5 в Джипеге без обработки. На ИСО 2000, вроде, смотрибельно вполне.

    View Comment
    • Сергей:

      Игорь, для камеры, с кроп-фактором больше Кф=1,5 и выпущенной 5 лет назад, картинка и на ИСО 2000 смотрится здорово. Учитывая стоимость, по которой вы его купили — даже завидно стало! 🙂 Еще раз поздравляю и желаю, чтобы и в дальнейшем покупка радовала.

      View Comment
  4. Игорь:

    Сергей и Павел, спасибо за то, что помогли определится с выбором. Что задумал 3 года назад, и вот через терни и потери, купил. Очень доволен, что не взял компакт, а их навалили немало мне. Был даже Фуджи Х10 — чуть не купился: цена 3500 рублей всего. Очень доволен своим Панасоником! Докуплю хороший блинчик ещё. Удачи всем!

    View Comment
    • Сергей:

      Игорь, когда мы сравнивали мыльницу Fujifilm X30 с компактом Panasonic Lumix GF5, забыли отметить самое важное преимущество Фуджика: у него объектив несъемный, поэтому у фотографа не возникает соблазна менять оптику и тратить деньги! 🙂 А так, после покупки нового фотоаппарата на третий день задуматься о приобретении новой оптики — круто, конечно. 🙂 И это — самый главный минус системы «Микро 4/3» перед мыльницами типа Фуджи Х30 или Сони РХ100…

      View Comment
  5. Игорь:

    Маловата детализация на обьективе у Panasonic GF5. А у меня мания фотки разглядывать под лупой, мелочи всякие искать. В комплекте с Panasonic Lumix DMC-GF5 был переходник под М42 — куплю Гелиос 44. Говорят, хорошо идут в паре: чёткие.

    В перспективе, думаю купить Sony RX1. Полный кадр и оптика дяди Карла.

    View Comment


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту